С видом на Неву
Сергей Безруков выступил в проекте ИД «Коммерсантъ»
Сериал «Бригада» как отражение действительности, место российской сборной в мировом футболе, роли сыгранные и роли, о которых мечтается, воспитание театром и поиск смысла жизни: в рамках проекта «Время театральных легенд» на прошедших выходных состоялась встреча с Сергеем Безруковым.
Этот проект петербургского отделения ИД «Коммерсантъ» стал логичным продолжением от стартовавшего два года назад проекта квартирников — творческих вечеров c легендарными музыкантами. Квартирники были задуманы как площадка для живого диалога между музыкантами и почитателями их таланта из числа руководителей петербургских предприятий. По словам Максима Ефимова, генерального директора ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге, на первых таких встречах «приходилось убеждать зрителей отложить телефоны на два часа и перестать думать о работе». На квартирниках уже выступили Чиж, Максим Леонидов, Федор Чистяков, Кен Хенсли и другие.
Героями проекта «Время театральных легенд» ранее были Юрий Стоянов, Дмитрий Певцов со своим оркестром и Юрий Гальцев. Четвертая творческая встреча — с Сергеем Безруковым. «Хочу сделать еще одно петербургское яркое музыкальное событие, в котором будут участвовать уже до тысячи зрителей. Сейчас над этим идет работа»,— рассказал Максим Ефимов.
Сергей Безруков, народный артист РФ, художественный руководитель Московского губернского театра, известный даже далеким от кино людям как исполнитель главных ролей в сериалах «Бригада», «Участок», «Есенин», фильмах «Пушкин: последняя дуэль», «Высоцкий. Спасибо, что живой», вышел на небольшую сцену видового ресторана La Vue в отеле «Санкт-Петербург» и более чем на два часа полностью завладел вниманием аудитории.
Наверняка многие по достоинству оценили тонкий юмор «от Безрукова», который иронизировал и над собой, и — совершенно необидно — над зрителями. «На мероприятии газеты “Коммерсантъ” должны быть хорошие, умные вопросы. Уж здесь вопроса о том, когда будет продолжение “Бригады”, не дождешься»,— заявил он. Тут уж зрители не остались в долгу. «А правда, когда?»— засыпали они вопросами героя вечера. Выяснилось, что с его участием — никогда.
«Петь вообще-то лучше, если у вас есть слух. Но эту песню лучше петь даже тем мужчинам, у кого слуха нет. Иначе ваши женщины вас не поймут. Решат, что не любите»,— таким вступлением предварил актер исполнение песни Владимира Высоцкого «Рай в шалаше» из кинофильма «Стрелы Робин Гуда». Сильная половина не оставила этот призыв без внимания.
«Живая седая легенда вышла на сцену»,— иронически отозвался актер сам о себе — и тут же успокоил поклонников: седина не от горестей в жизни, а потому что сейчас участвует в проекте, где играет Ибрагима Бендера, того самого турецкоподданного, от которого столько талантов унаследовал незабвенный Остап. Детали Сергей Безруков рассказывать отказался: не уполномочен, мол. Однако признался: «Я всегда мечтал сыграть Остапа, сколько себя помню, а помню я себя уже давно».
После чего последовал монолог на тему его отношения к творчеству Ильфа и Петрова и участия в съемках — как состоявшихся, так и несостоявшихся. Кажется, стереотип «Безруков кого только уже из великих не играл» все же задевает актера. Потому что, во-первых, он не стремился к ролям легендарных личностей. Во-вторых, работа над этими ролями была каторжная. А в-третьих, во многом его появление в нашумевших картинах — судьба.
Так, первым из Безруковых, кто воплотил образ Сергея Есенина на экране (правда, не в кинофильме, а в телевизионном фильме-опере «Анна Снегина»), стал Виталий Безруков, отец Сергея. А участию в кинопроекте Безрукова-младшего предшествовал его успех в той же роли в театральной постановке «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» еще в 1995 году.
Особое место в творчестве Сергея Безрукова занимает образ Владимира Высоцкого. Достаточно напомнить, что в день 80-летия выдающегося артиста, 25 января нынешнего года, в БКЗ «Октябрьский» с полным аншлагом прошел спектакль Московского губернского театра «Высоцкий. Рождение легенды».
«У него не было звания “народный артист”, он был просто артистом — и по-настоящему народным. Потому что его любила вся страна»,— так отозвался Сергей Безруков о легендарном соотечественнике. И признался, что отказывался от кинопроб на роль Высоцкого. Кстати, отчасти потому, что уже сыграл Пушкина, Есенина… И все-таки его убедили. И он был утвержден на роль молниеносно. А потом начались проволочки с реализацией проекта, сменился режиссер, был этап мучительного создания пластического грима: «тем самым», создающий невероятный эффект присутствия в кадре ожившего Владимира Семеновича, стал только десятый вариант…
Как отметил Максим Ефимов, подобный формат творческих вечеров был выбран потому, что он «позволяет получить удовольствие не только зрителю, но и самому артисту». Сам Сергей Безруков, говоря о впечатлениях от мероприятия, сказал: «Было здорово. Была атмосфера, живая энергетика от зала». Это чувствовалось и по тому, какие задавались вопросы, и по тому, какие звучали ответы.
«Вы футбольный болельщик?»— поинтересовались петербуржцы. «За тот футбол, который у нас сейчас, я вам не болельщик»,— ответил актер. И продолжил: «Не знаю, что должно произойти, чтобы мы переместились… хотя бы к Уругваю». Он также предложил собственную версию того, почему мы не можем в футболе повторить то, что делаем в хоккее. «Мы же северная страна… у нас же вечная мерзлота… вечный хоккей на вечной мерзлоте»,— резюмировал Сергей Безруков под аплодисменты и хохот зала.
«Есть ли у вас творческая мечта?»— спросили петербуржцы. «С годами я стараюсь помалкивать об этом, но мечта есть, и не одна»,— признался актер.
«Какой ваш зритель?»— последовал новый вопрос.— «Думаю, что разный»,— ответил худрук Московского губернского театра и сообщил, что в репертуаре их взрослого театра десять детских спектаклей. Один из них, к слову, с аншлагом шел в Петербурге совсем недавно, в дни весенних каникул. «Это “Остров сокровищ”. Настоящий блокбастер. Для детей надо делать спектакли круто»,— прокомментировал Сергей Безруков.
Завершился вечер воспоминаниями о легендах театра, непринужденным общением и пожеланиями счастья. «У всех людей похожие заботы, проблемы. Я желаю вам быть похожими в счастье — быть похоже счастливыми»,— сказал Сергей Безруков, улыбнувшись на прощание своей задорной мальчишеской улыбкой.
Татьяна Крамарева