Туристы против рубля
Александра Мерцалова о том, почему путешественники больше не реагируют на подорожание валюты
Неизбежный рост интереса к российским курортам — первое, о чем подумали чиновники, прочитав две недели назад новости о новой волне падения стоимости рубля на фоне дополнительных санкций со стороны США и ЕС. О том, что ситуация на валютном рынке, «безусловно, должна поднять спрос на внутренний туризм», тогда же заявлял начальник управления курортов и рекреационных ресурсов Сочи Сергей Доморат. Затем похожие, хотя и более сдержанные прогнозы сделали участники рынка, опрошенные Ассоциацией туроператоров России. Они рассчитывали, что слабый рубль может обеспечить внутренним направлениям дополнительный приток путешественников на майские праздники.
Но все ошиблись. Ни один из представителей систем бронирования туров и авиабилетов, с которыми мне удалось поговорить, не заметил интереса роста к поездкам внутри страны за две недели, прошедшие с момента скачка курса. Наоборот, многие столкнулись с противоположным трендом. Так, для сервиса Biletix первая неделя после удешевления рубля ознаменовалась ростом продаж билетов из Москвы на международные направления в 2,4 раза. Спрос на внутренние рейсы период вырос на 21%. Спустя еще неделю продажи вернулись к обычным показателям. В OneTwoTrip отмечают продолжающийся рост как популярности зарубежных направлений, так и стоимости выкупленных по ним авиабилетов. Аналитики Aviasales сообщили, что доля отдыхающих за рубежом в период майских праздников в этом году будет на 10% выше, чем в прошлом.
Ключевой причиной заблуждений туррынка, видимо, стала попытка ориентироваться в прогнозах на ситуацию 2014 года, когда резкое обесценивание рубля оказалось «звездным часом» для внутреннего туризма. Хотя то, что успех удастся повторить сейчас, исходно было маловероятно. Недостаточно масштабным оказалось само по себе обесценивание национальной валюты. В период с 9 апреля по 24 апреля стоимость рубля по отношению к доллару снизилась на 6,7%. В контексте удорожания доллара почти на 89% с начала 2014 года эта цифра выглядит смешной. Да и сами работающие на внутреннем рынке туроператоры давно вывели для себя правило: настроения потребителей начинают меняться, лишь когда национальная валюта дешевеет на 15–20%.
Но вряд ли медленно дешевеющий рубль — единственная причина снижающегося интереса к поездкам по России. Затяжной экономический кризис в 2014–2017 годах заставил посетить популярные российские направления, кажется, всех туристов, которые исходно были лояльны к путешествиям в границах страны. Ежегодно ездить в подходящие для летнего отпуска Краснодарский край и Крым, а также в популярные для экскурсий Санкт-Петербург, Казань и Калининград оказалось невозможно. А других заметных туристических брендов России в сознании массового туриста пока не сформировалось.