Инвестор берет за рога
«Автодор-инвест» просит передать ему в концессию новосибирский электротранспорт
Новосибирские трамваи и троллейбусы приглянулись госкомпании «Автодор-инвест». Она просит местные власти отдать ей электротранспорт в концессию на 30 лет и обещает модернизировать правобережную сеть: закупить трамваи «Богатырь», проложить новые линии и создать систему единого проездного. Компания планирует инвестировать в проект 11 млрд руб. Власти отмечают, что инициатива инвестора потребует роста тарифов на проезд минимум на 40% и опасаются, что проект может создать конкуренцию метрополитену.
Госкомпания «Автодор-инвест» (51% принадлежит госкомпании «Автодор», 49% — ООО УК «Росинфра») предложила новосибирским властям модернизировать трамвайно-троллейбусную сеть правобережной части Новосибирска в рамках 30-летнего концессионного соглашения. Проект предполагает реконструкцию существующих линий и строительство новых, оптимизацию сети, модернизацию депо, остановочных пунктов и всего электрохозяйства, оснащение линий новыми трамваями и троллейбусами, внедрение системы единого билета.
По данным управляющего директора ООО «Автодор-инвест» Юрия Волкова, сейчас износ энергохозяйства и путей в Новосибирске составляет 80%, износ подвижного состава — около 95%. «Мы рассматриваем возможность приобретения двухсекционных трамваев „Богатырь“, которые стоят около 55 млн руб.»,— сообщил вчера на инвестсовете Новосибирской области Юрий Волков. Он также рассказал, что компания в своих расчетах закладывает стоимость проезда для одного пассажира с 2022 года от 25 руб. с индексацией согласно прогнозам инфляции. Сейчас в Новосибирске проезд на трамвае и троллейбусе стоит 18 руб.
Господин Волков рассчитывает, что региональные власти предоставят «Автодор-инвесту» капитальный грант в размере 4 млрд руб. и, «если будет требоваться», минимальный гарантированный доход. Компания предлагает отказать автоперевозчикам в маршрутах, дублирующих маршруты трамваев и троллейбусов.
В 2019–2022 годах компания обещает инвестировать в трамвайно-троллейбусную сеть 11 млрд руб.
Наибольшие затраты (4,6 млрд руб.) придутся на приобретение нового подвижного состава — 70 трамваев и 50 троллейбусов (всего в городе 204 троллейбуса и 103 трамвая). «Автодор-инвест» предполагает, что окупит инвестиции за 13 лет, его годовая выручка вырастет с 1,7 млрд руб. до 3,5 млрд руб. к 2034 году.
Власти Новосибирской области с осторожностью отнеслись к предложению «Автодор-инвеста». Врио министра финансов региона Виталий Голубенко заметил, что в случае реализации его проекта придется увеличивать тарифы на проезд и для метрополитена. Он также отметил, что необходимо просчитать косвенные затраты мэрии, связанные с сужением проезжей части улиц с интенсивным трафиком. «Эффект (от строительства и реконструкции новых трамвайных путей.— „Ъ“) отольется дополнительными издержками. Будет ли проводиться реконструкция дорог или расширение? Нужно просчитать косвенные риски, которые могут увеличить расходы города существенно»,— сказал господин Голубенко. Врио первого заместителя председателя облправительства Владимир Знатков предложил концепцию инвестпроекта «Автодор-инвеста» поддержать, а сам проект обсудить позже.
«Выделение капитального гранта существенно снизит риски реализации такого проекта. Другое дело, готов ли регион дать 4 млрд руб., учитывая, что муниципалитет не располагает такими средствами. Отсутствие гранта со стороны концедента автоматически включает эти расходы инвестора в тариф»,— говорит независимый эксперт Илья Скрипников. Сроки окупаемости проекта будут зависеть от трафика и того, как будут увязаны с маршрутами троллейбусов и трамваев маршруты другого транспорта (маршруток, автобусов и т.д.), говорит эксперт.
Пассажиропоток в городском транспорте сокращается пятый год подряд, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Переток пассажиров идет в пользу негосударственных перевозчиков. Эксперт считает, что при текущих тарифах инвестиции в проект «Автодор-инвеста» не окупятся никогда, подвижной состав за время концессии устареет и будет списан быстрее, чем окупится. Рост тарифов усилит отток пассажиров в пользу личного автотранспорта и частных перевозчиков, что может негативно сказаться на сроках окупаемости государственных и частных инвестиций в транспортную сеть. «В Новосибирске может быть применена московская стратегия, где в течение одного года частные перевозчики были полностью вытеснены с рынка пассажирских перевозок путем введения различных административных барьеров, а использование частного автотранспорта также ограничивается ужесточением ответственности за неправильную парковку и созданием системы платного паркинга»,— говорит господин Жарский. Только при таких условиях частные инвестиции в развитие городского транспорта могут окупиться, в противном случае сроки, обозначенные «Автодор-инвестом», недостижимы в принципе, уверен он.