«Новичка» изгоняют из Солсбери
Почему обеззараживание началось только сейчас
В Солсбери началась операция по обеззараживанию от «Новичка». В город заехали военные и приступили к уничтожению следов ядовитого вещества. Все работы займут несколько месяцев и будут стоить миллионы фунтов стерлингов. Почему Солсбери начали обеззараживать спустя семь недель после отравления Скрипалей? Подробности — у Альбины Хазеевой.
В понедельник вечером в Солсбери прибыли три военных грузовика. Солдаты выгрузили из них два больших металлических контейнера и мини-экскаватор. Во вторник начались сами работы. Несколько человек в защитной форме и противогазах приступили к обеззараживанию участка около скамейки, где 4 марта обнаружили Сергея и Юлию Скрипаль. Военнослужащие выкапывают брусчатку и складывают ее в специальные емкости.
Операцию координирует правительственный департамент окружающей среды. На прошлой неделе там заявили, что для отравления Скрипалей использовалась очень малая доза «Новичка», но следы вещества могут до сих пор оставаться в девяти точках Солсбери и сохранять токсичность. Обеззаразить предстоит, в частности, ресторан, где обедали Скрипали, центры скорой помощи, дом пострадавшего полицейского и гараж, в котором стояла машина экс-полковника ГРУ.
Хотя еще несколько дней назад в городе практически ничего не напоминало об инциденте, сообщила гид Светлана Джонсон:
«Я последний раз была там четыре дня назад. Конечно, все туристические места открыты. Только когда приближаешься к этой мельнице – к зданию паба, где они были, покрытому темными кремневыми камнями, — там просто ленточка такая его окружает, стоят два полицейских в ярких жилетах. Туристы говорят, что будут сносить. Полицейские, если их спросить, говорят, что не знают, будут сносить эту мельницу или нет. Рядышком там супермаркет, где эта лавка. Конечно, мы туда в нормальных обстоятельствах никогда не ходим. И в Zizzi, ресторан, тоже не ходим. Просто это не туристические места. Я опросила туристов — все знают о Солсбери, и людям интересно. Я спрашиваю, хотят ли они пойти туда, к супермаркету, но они говорят, что не надо. Так, если не знать о Скрипале, вообще не почувствуешь в этом туристическом городке, что что-то не так».
Дом Сергея Скрипаля и паб, в котором он с дочерью был в день отравления, считаются местами преступления и будут очищены позднее. К операции по обеззараживанию Солсбери привлекут почти 200 военных. Чтобы уничтожить все следы «Новичка», британские специалисты намерены собрать образцы почвы и брусчатки, затем отправить их на анализ, очистить и вновь проверить.
Хотя химик Вил Мирзаянов, который называет себя одним из создателей «Новичка», в интервью «Коммерсантъ FM» ранее утверждал, что во влажных условиях это вещество быстро разлагается, и никаких его следов на месте событий давно не осталось.
Бывший член комиссии ООН по биологическому оружию Игорь Никулин считает операцию по обеззараживанию Солсбери лишь прикрытием:
«Англичане тщательно заметают следы. Уже очевидно, что они пытаются ввести в заблуждение и инспекторов ОЗХО, и всю мировую общественность. Иначе это ничем не объяснить. В общем-то, вещество это достаточно нестойкое, как они считают, А-234, поэтому так долго оно не может содержаться в почве и в каких-то других объектах. То есть это все наводит на мысль, что они сами там просто наследили в недавнее время».
Операция по очистке Солсбери от предполагаемого «Новичка» действительно вызывает вопросы. Почему она началась только сейчас? Хотя вскоре после отравления власти заявили, что здоровью местного населения ничего не угрожает. А тем, кто был одновременно со Скрипалями в ресторане и пабе, лишь посоветовали постирать вещи и протереть телефоны и сумки влажными салфетками.
Накануне Лондон передал Москве ответы на вопросы по «делу Скрипалей». МИД, в частности, спрашивал, каким образом проводился анализ проб и как в столь короткий срок удалось определить отравляющее вещество. Переданные ответы не удовлетворили Россию, заявили во вторник в российском постпредстве при ОЗХО. Там подчеркнули, что британцы не ответили на самые важные вопросы, заданные Москвой.