И третий не лишний
«Газпром» намекнул, что «Северный поток-3» лучше Украины
На фоне попыток начать переговоры о будущем транзита газа через Украину «Газпром» заговорил о возможности строительства еще одного «Северного потока», уже третьего. Сейчас, учитывая все обстоятельства, такие планы звучат фантастично, но к середине 2020-х годов у Европы может появиться потребность в подобном проекте из-за падения собственной добычи. Примечательно, что, несмотря на ожидания роста спроса на свой газ, руководство «Газпрома» подчеркнуто рассматривает украинский маршрут как маргинальное направление транзита.
«Газпром» готов построить дополнительные газопроводы для поставки газа в Европу, например «Северный поток-3», заявил зампред правления компании Александр Медведев в интервью «России 24». По его словам, это возможно, «если Европа заявит свои потребности, готова будет подписать необходимые контракты». Во вторник господин Медведев вновь повторил тезис о том, что поставка газа в Европу по северному коридору с новых месторождений Ямала — газопроводам Бованенково—Ухта, Ухта—Грязовец и Грязовец—Выборг и далее по «Северным потокам» — выгоднее для «Газпрома», чем поставка по центральному коридору через Украину со старых месторождений Надым—Пур—Таза, где добыча снижается.
В свойственной ему афористичной манере топ-менеджер сравнил эту ситуацию с семейным бизнесом по пивоварению в Германии и поставками хмеля, а транзит через Украину — со старой дорогой в колдобинах, на которой «и рэкетиры нападают».
Первый «Северный поток» (Nord Stream 1) мощностью 55 млрд кубометров в год построен в 2010–2012 годах и создал прямой маршрут поставки газа из России в Германию по дну Балтийского моря. Второй газопровод (Nord Stream 2) аналогичной мощности «Газпром» планирует построить к концу 2019 года.
Это первое публичное заявление топ-менеджеров «Газпрома» о возможности строительства Nord Stream 3. Для сравнения: о Nord Stream 2 «Газпром» начал думать еще при постройке первой трубы через Балтику и в 2012 году заявил об экономической целесообразности расширения проекта (в том числе рассматривалась нитка в Великобританию). Однако до начала 2015 года практической работы по нему не велось. При этом динамика спроса на газ в ЕС и сокращения добычи в Европе такова, что примерно с середины 2020-х годов появление нового газопровода может стать оправданным. По оценке Анук Оноре из Оксфордского института энергетических исследований, к 2020 году собственная добыча ЕС (с Норвегией) упадет с 256 млрд до 212 млрд кубометров в год, к 2030 году — до 146 млрд кубометров. При этом аналитик полагает, что спрос на газ в Европе в ближайшие пять лет, вероятно, будет расти за счет закрытия старых угольных ТЭС, АЭС в Германии и Франции, а также роста потребления в промышленности. Неизвестно, однако, будут ли европейские потребители в будущем готовы заключить долгосрочные контракты с «Газпромом» на 20–25 лет на поставку газа по Nord Stream 3, как сделали это по первому газопроводу,— Еврокомиссия против таких сроков соглашений.
Александр Медведев, зампред правления «Газпрома», 24 апреля
Текущий контракт ни при каких условиях, даже при смене Солнца и Луны, продлеваться не будет. Контракт по транзиту через Украину продлен не будет, но это не значит, что транзита не будет
Примечательно, что «Газпром», рассчитывая на рост потребности в своем газе в Европе, не рассматривает вариант поставки дополнительных объемов через Украину. С точки зрения расстояния северный маршрут действительно короче, чем через Украину,— 3,2 тыс. км с Ямала до Северной Германии против 4,7 тыс. км с Ямала до Южной Германии. Но уже для потребителей Центральной Европы (до австрийского Баумгартена) разница не так велика — примерно 4 тыс. и 4,4 тыс. км соответственно. Для Венгрии, Словакии и Южной Европы украинский маршрут более привлекателен (при прочих равных условиях). Александр Медведев во вторник подчеркнул, что «Газпром» готов вести переговоры с Украиной о транзите после 2019 года, но «с учетом сдвига нашего центра газодобычи (на север.— “Ъ”), надо, чтобы Украина сделала свое предложение». На данный момент «Газпром» настаивает, что ему нужен транзит через Украину в объеме не более 15 млрд кубометров в год, Киев считает, что такой объем сделает его систему газопроводов нежизнеспособной.
На газовом фронте ждут перемен
Как могут сложиться ключевые переговоры России и Украины