Учителя не хотят больших перемен
Реформа аттестации школьных педагогов не находит у них поддержки
Почти 92% учителей считают действующую модель оценки их профессиональной деятельности близкой к объективной, следует из результатов социологического исследования РАНХиГС «Мониторинг эффективности школы». Ранее Минобрнауки анонсировало масштабные изменения в системе аттестации учителей, включающие онлайн-трансляции уроков и сдачу теста на знание предмета. Новая модель должна быть представлена до конца 2018 года. В экспертном сообществе отмечают, что изменения «принесут много неприятностей» и встретят сопротивление со стороны учителей.
42,4% учителей считают результаты профессиональной аттестации «абсолютно объективными» и 49,4% «скорее объективными». Варианты ответа «скорее необъективны» и «совершенно необъективны» предпочли 6% и 2,2% педагогов соответственно. Такие данные эксперты РАНХиГС представили в новом выпуске «Мониторинга эффективности школ».
Социологическое исследование проводится ежегодно и основывается на собственном исследовании вуза, данных Росстата и Минобрнауки РФ. Опрос проводился выборочно в школах Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, в Алтайском и Ставропольском краях в 2014–2017 годах.
По мнению учителей, результаты аттестации влияют прежде всего на повышение размера стимулирующей надбавки (61,3% участников исследования РАНХиГС). 43,9% указывают на связь результатов аттестации и шансов сохранить рабочее место. 70,3% опрошенных считают, что аттестация необходима для повышения качества профессиональной деятельности учителя. Вместе с тем 9,4% респондентов считают аттестацию исключительно формальной процедурой, которая не влияет на их профессиональную деятельность.
Высокий процент довольных существующей системой аттестации руководитель исследования директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко объясняет тем, что педагоги привыкли к процедуре: «Учителя выходят на аттестацию, когда знают, что могут претендовать на нужный результат, и, как правило, подтверждают его, поэтому они удовлетворены системой в целом». Недовольство, по ее словам, можно объяснить «персональными ситуациями», например, когда «из-за конфликта с администрацией педагог чувствует, что ему не дают расти по карьерной лестнице».
Аттестация учителей предполагает оценку их профессиональной деятельности и проверку на соответствие занимаемым должностям. Обязательная аттестация проводится раз в пять лет, педагог также может претендовать на первую или высшую категорию. В ходе аттестации учителя проходят письменное или компьютерное тестирование, определяющее уровень их предметных и методических знаний. По данным Минобрнауки на март 2018 года, в России работает более 1 млн учителей, 30% из них имеют первую или высшую категорию. При этом треть педагогов заявляют, что им не хватает профессиональных знаний, например, они указывают на низкий уровень компьютерной грамотности или нехватку знаний об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Об этом сообщила заместитель министра образования и науки Татьяна Синюгина.
Как сообщал “Ъ”, в июле 2017 года Минобрнауки объявило о запуске масштабной реформы системы повышения квалификации учителей. Изменения связаны с разработкой и внедрением системы профессионального роста учителей. В 2015 году соответствующее поручение ведомству было дано президентом РФ по итогам Госсовета. Глава ведомства Ольга Васильева сообщила, что в текущем 2017–2018 учебном году в 13 регионах России стартует пилотная программа новой модели аттестации педагогов, предполагающая тест на знание своего предмета, а также экспертную оценку ведения урока. В частности, в Минобрнауки заявляли о проведении онлайн-трансляции участвующих в аттестации учителей, за которой будут наблюдать сторонние эксперты. Первыми пройти оценку по новым правилам должны были учителя из Чечни, Ингушетии, Адыгеи, КБР.
Перемены у значительной части педагогов вызовут напряжение, считает Татьяна Клячко: «Если возникнет разрыв между ожиданиями учителей и тем, что они смогут получить в результате внедрения новой системы, реакция будет негативной». По оценке эксперта, на адаптацию может уйти до трех лет. Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий также полагает, что изменения «приведут к ухудшению положения учителя и увеличению нагрузки». Новую модель аттестации педагога в Минобрнауки обещали представить до конца 2018 года.