Спор у банкротного имущества
Электронные торговые площадки делят рынок закупок и продаж в ожидании реформы
Как стало известно “Ъ”, владельцы электронных торговых площадок (ЭТП) активно борются против «картелизации» и «монополизации» рынка накануне обещанного Минфином к 1 июля отбора пула универсальных ЭТП. Помимо торгов госзаказом и закупок госкомпаний Минэкономики предлагает передать отобранным площадкам полномочия по продаже имущества в рамках банкротств, жалуются первому вице-премьеру Игорю Шувалову 45 операторов. Между тем лидировавший в сфере госзакупок Сбербанк-АСТ теряет свои позиции, а его конкуренты ведут переговоры по переделу этого рынка.
Владельцы электронных площадок, входящие в три саморегулируемые организации (СРО), обратились к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, бизнес-омбудсмену Борису Титову и главе РСПП Александру Шохину с просьбой защитить торги по реализации имущества банкротов от новой инициативы Минэкономики. Ведомство хочет передать право организации торгов в рамках банкротства операторам, аккредитованным для госзакупок по закону 44-ФЗ. Сейчас таких площадок шесть. К 1 июля, когда рынок госзакупок будет полностью цифровизован, Минфин обещает отобрать площадки заново — требования к ним уже определены, но еще не приняты правительством.
Операторы «банкротных» торгов отмечают, что инициатива Минэкономики уже вносилась в правительство в 2017 году в борьбе с «площадками-однодневками», но идея противоречит Концепции саморегулирования, утвержденной в 2015 году Белым домом. Год назад операторы уже докладывали Ларисе Брычевой, начальнику Главного правового управления президента (неофициально согласовывает законопроекты от имени Кремля), а также самому Минэкономики, что СРО на рынке продажи имущества банкротов успешно функционируют (45 членов, 37 операторов работают на рынке более четырех лет, объем торгов с 2011 года составил 1,2 трлн руб.). В письме Игорю Шувалову отмечается, что площадки работают за счет частных инвестиций и ограничение их числа с заменой саморегулирования административным регулированием нарушит их права и вынудит государство компенсировать ущерб и устанавливать экономически обоснованные тарифы. Создание СРО уже стоило ЭТП 0,5 млрд руб., не считая средств, перечисленных в компенсационные фонды. Операторы также отмечают, что требования Минфина рассчитаны на закупки, а не на торги имуществом, и противоречат закону о таких торгах, а инициатива Минэкономики приведет к «картелизации» и «монополизации» рынка.
Тем временем на рынке госзакупок (1,3 трлн руб. в апреле) зафиксировано перераспределение лидирующих позиций между игроками. По данным Единой информационной системы (ЕИС) закупок, считающийся крупнейшим оператор Сбербанк-АСТ оказался на третьем месте по объему размещенных заказов (с долей 25,5%), уступив лидерство «РТС-Тендеру» (30,85%) и АО ЕЭТП (26,93%). При этом на долю Сбербанк-АСТ приходится почти половина размещенных лотов госзакупок (45,25%), далее идут «РТС-Тендер» (29,14%) и НЭП (19,38%) группы «Фабрикант». Сбербанк-АСТ пытается разными способами укрепить свои позиции. В частности, ЭТП наряду с «Ростехом» претендует на монополию в организации госзакупок и закупок госкомпаний, которые правительство обещает засекретить из-за санкций. Кроме того, именно Сбербанк-АСТ, по сведениям участников рынка, лоббирует проект по банкротствам и новый механизм платы ЭТП за счет победителей торгов (5 тыс. руб. за каждый лот).
Другие же операторы госзакупок и закупок госкомпаний активизировали переговоры по переделу структуры собственности площадок. По данным “Ъ”, ФАС недавно разрешила ЭТП Газпромбанка приобрести группу «Фабрикант», в которую кроме НЭП входит ЭТП «Фабрикант» (специализируется на закупках госкомпаний, как и сама ЭТП Газпромбанка). В свою очередь, ЭТП «B2B-Сenter», по словам ее представителей, также ведет переговоры с Газпромбанком о выкупе у него после сделки с «Фабрикантом» одноименной площадки (банк это не комментирует) и планирует приобрести еще несколько игроков.