Торговым центрам ставят печать
Приставы продолжают исполнять решения судов о закрытии торговых центров
В Ульяновской области приставы продолжают по решениям судов опечатывать торговые центры (ТЦ) до устранения нарушений. Решения выносятся по искам прокуратуры, выявившей нарушения в ходе проверок пожарной безопасности после трагедии в Кемерове. Предприниматели жалуются омбудсмену на большие убытки, которые несут в связи с закрытием их ТЦ, однако открыто говорить об этом не решаются, опасаясь ухудшения ситуации. Прокуратура намерена сделать выводы в отношении сотрудников МЧС, не нашедших нарушений ранее, однако представители структур защиты и развития бизнеса считают, что вины МЧС нет, поскольку действуют «надзорные каникулы», а проблема — в системном неурегулировании и слишком часто меняющемся законодательстве.
«Ульяновским приставам продолжают поступать на исполнение судебные решения о приостановлении деятельности объектов с массовым скоплением людей в связи с выявленными прокуратурой нарушениями требований пожарной безопасности», — сообщило Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (УФССП). По ее данным, только в минувшую пятницу в отдел судебных приставов по Ленинскому району Ульяновска поступили исполнительные листы о приостановке деятельности торговых центров «Капиталъ», «Континент», «Олимп» и «Строительный рынок», затем — части торгового центра «Сити», развлекательного клуба «Шипр». Ранее, «до вынесения судом окончательного решения», была приостановлена деятельность торговых центров «Пушкаревское кольцо», «Версаль», «Кристалл» и «Солнышко», пяти детских игровых зон и центров, а также Ульяновского театра кукол.
По данным УФССП, ТЦ «Версаль» и «Пушкаревское кольцо» уже устранили замечания и продолжили работу (в «Версале» отмечают, что фактически на устранение замечаний 19 апреля у них ушло три часа, после чего ТЦ был снова открыт).
Приставы отмечают, что практически все руководители ТЦ высказывали недовольство приостановкой, ссылаясь на то, что закрытие несет им большие убытки, «однако подчинялись, потому что сами виноваты, так как им давалось время на устранение замечаний до подачи исков прокуратуры в суд».
Всего, как еще в начала апреля сообщала облпрокуратура, в ходе проверки обеспечения безопасности населения на объектах с массовым пребыванием людей выявлено, что из 350 проверенных объектов 300 оказались с нарушениями. Возбуждено 128 административных дел, в суды направлено 19 исков о приостановке деятельности хозяйствующих субъектов (по информации уполномоченного по защите прав предпринимателей, сейчас на рассмотрении в судах 35 таких исков).
Руководители ТЦ от официальных комментариев отказываются. Один из них просил «даже не упоминать» его, поскольку не хочет «новых проблем». Другой руководитель одного из крупнейших торговых центров заметил, что претензий к МЧС у него нет, а вот к прокуратуре и судам имеются, потому что нередко из-за мелочей торговый центр закрывают на несколько дней, а это ведет к большим убыткам, «хотя можно было решить проблемы за несколько часов».
Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина отмечает, что к ней поступило уже много обращений предпринимателей, жалующихся на то, что они несут убытки из-за приостановки деятельности центров, один день простоя среднего ТЦ, по ее словам, дает убыток около 900 тыс. руб. «Ведь нет никаких указаний закрыть всех, есть необходимость выяснить реальное положение дел. Закрывают только те, у кого нарушения серьезные, хотя на освобождение эвакуационных выходов нужна пара минут. Конечно, я поддерживаю позицию предпринимателей: если за много лет ничего не произошло, то дайте день-два на устранение замечаний. Но никто не хочет брать на себя ответственность, потому что это очень сложно — искать баланс между ценностью жизни и миллионными убытками бизнеса», — заметила омбудсмен. Она признает, что звучит немало претензий по поводу того, что все эти замечания представители МЧС могли бы обнаружить и раньше, до трагедии в Кемерове, однако считает, что вины МЧС в этом нет, поскольку были объявлены (с 2016 по 2018 годы) «надзорные каникулы». По ее мнению, проблема в слишком часто меняющемся законодательстве и отсутствии в нем обязательного требования согласования с МЧС ввода объекта в эксплуатацию. «Необходима единая пожарная декларация с четкими требованиями, чтобы бизнесу было понятно, что он должен сделать», — добавляет госпожа Толчина.
Руководитель региональной Корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов также отмечает, что «МЧС попрекают, но этот упрек может вырасти в новую волну отмены надзорных каникул, а для бизнеса это может выйти боком». По его мнению, надо продолжать внедрять риск-ориентированную модель надзорной деятельности, просто места массового скопления людей должны относиться к другой степени риска, а значит, и к более высокому уровню требований. Он считает, что надо вводить механизм партнерской проверки, когда предприниматель может сам пригласить МЧС с проверкой, те сообщат о замечаниях, но штрафов не будет. «Вот, что нужно. Но государство пока к этому не готово, все понимают только язык кнута. Либо будем все тотально контролировать, но на это у государства не хватит средств, либо дадим возможность делать добровольные проверки», — заметил господин Гайнетдинов.
В региональном ГУ МЧС на официальный запрос „Ъ“, почему нарушения не были выявлены ранее, не ответили, однако пояснили, что «всем известно про надзорные каникулы».
Впрочем, старший помощник прокурора области Василий Зима отметил, что по итогам анализа всех выявленных нарушений «в ближайшие дни будут сделаны выводы и в отношении действий сотрудников МЧС».