Библию, Хемингуэя и Толкина отправили на полку
Что думают писатели о «списке переоцененных книг»
Журнал GQ спровоцировал литературный скандал: издание опубликовало список книг, которые не нужно читать — в него попали мировые бестселлеры, но наибольшее возмущение вызвало включение в этот перечень Библии. Что и почему не советует читать американский журнал? Разбирался Сергей Соболев.
В список знаменитых, но переоцененных произведений, по версии GQ, вошла 21 книга, в том числе «Алхимик» Паоло Коэльо, «Властелин колец» Джона Толкина, «Бойня номер пять» Курта Воннегута, «Старик и море» и «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Свой выбор журнал объяснил тем, что не все эти книги пережили свое время. Некоторые из них издание называет расистскими, другие — сексистскими. Но большинство из них редакция считает «просто очень-очень скучными».
По мнению писателя Виктора Ерофеева подобная оценка некорректна — только читатель способен оценить, что скучно, а что нет:
«Тут все зависит действительно от мнения, от человека. Мне кажется, что вообще по этому поводу не надо волноваться.
Другое дело, чтобы совсем мусор не летел в читательские головы, потому что с этим мусором, как с несварением желудка, трудно.
Главное, чтобы читали чтобы чтение помогало нам избавлять от той энтропии, которая нас поглощает».
Публикация GQ, возможно, так и осталась бы незамеченной, если бы в список не попала Библия. Один из экспертов журнала, писатель Джесси Болл, заявил, что Священное писание — далеко не самое совершенное творение, в нем много повторов, противоречий, нравоучительности, глупости и злонамеренности. Естественно, что такое утверждение часть читателей восприняла с негодованием. Их главный аргумент — только за последние полвека Библию прочитали 4 млрд человек.
Публицист, литературный критик и протоиерей Владимир Вигилянский считает, что даже далекий от религии человек обязан прочитать Священное писание. По его мнению, не зная Библии, называться образованным человеком нельзя:
«В советские времена у меня была репетитор по английскому языку. Она преподавала в институте военных переводчиков политическую лексику, связанную с библейскими образами – там готовили не только переводчиков, но и дипломатов. Даже в советские времена в атеистическом государстве преподавали Библию для того, чтобы дипломаты и переводчики не были бы в глазах иностранцев идиотами».
Редакция журнала отметила, что список якобы скучных книг был составлен при помощи нескучных писателей. Однако каких именно — в издании не уточнили. Следовательно, об объективности такого перечня говорить не стоит, считает писатель и журналист Денис Драгунский. А попадание в него произведений нобелевских лауреатов вообще вызывает удивление, добавил он:
«Популярность книги и есть ее оценка. Тот факт, что Библия является самой тиражной книгой всего мира, тот факт, что люди во всем мире читают Хемингуэя и Сэлинджера, и значит то, что эти книги очень оценены. А эта идея заслуживает того, чтобы попасть в Книгу Гиннесса как список самых дурацких идей».
Недовольство материалом GQ выражали и пользователи соцсетей. Одни говорили, что мнение журнала никого не волнует, а другие — что это очередная демонстрация нелюбви к христианству со стороны либералов. По мнению писателя Захара Прилепина, своей публикацией издание просто хотело привлечь к себе внимание:
«Желали создать сенсацию — они ее создали, потому что вы по этому поводу звоните и я должен по этому поводу дать какой-то комментарий. Просто люди хайп хотят свой словить. Журнал GQ исчезнет под тьмою воды и леты, и никто его не вспомнит никогда. Балуются и черт с ними, как дети маленькие».
Еще один современный писатель Сергей Лукьяненко отнесся к списку GQ философски:
«Личное дело каждого — читать ли Библию, читать ли вообще книги. С какой-то глубоко циничной точки зрения, я могу сказать даже так: пусть вообще не читают книг. Мои дети будут читать, и среди дураков им будет куда приятнее и проще пробиваться наверх.
Потому что люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто книг не читает».
Интересно, что в своей публикации журнал не указывает, что же считать нескучным и непереоцененным. Возможно, справиться с этой задачей помогут недоумевающие читатели. Ведь, похоже, скандал только набирает обороты.