Женская духовная консультация
“Ъ” выяснил, что белгородские пациентки не обязаны беседовать со священником перед абортом
В российских соцсетях обсуждается фотография документа, якобы выданного женщине, обратившейся в больницу Белгородской области за направлением на аборт. В документе содержалось предписание сначала поговорить со священником. Как выяснил “Ъ”, белгородские врачи действительно должны предлагать таким пациенткам побеседовать с духовным лицом, но такое «направление» носит «рекомендательный характер». При этом психологи считают такие «рекомендации» неэтичными и указывают, что они «могут вызвать дополнительный стресс и травму».
В начале недели пользователь портала Pikabu опубликовал фотографию обходного листа, который, по его словам, выдали решившей сделать аборт женщине в больнице Старого Оскола (Белгородская область). В документе упоминается «комиссия по прерыванию беременности», причем кроме врачей членом комиссии значится и «представитель Епархии». Автор публикации заявил, что пациентке, пожелавшей прервать беременность, предписали обязательно проконсультироваться со священником и специалистом кризисного центра помощи женщинам. Запись вызвала бурную полемику в российских соцсетях, фотографию документа опубликовали и в ряде СМИ.
В департаменте здравоохранения Белгородской области отрицают обязанность таких пациенток встретиться со священником и работником кризисного центра.
Как сообщили “Ъ”, прохождение подобной комиссии только «рекомендуется». В пресс-службе Белгородской митрополии также подтвердили «рекомендательный характер» бесед с представителем духовенства.
Распоряжением белгородского и старооскольского митрополита Иоанна при каждом роддоме и женской консультации региона закреплен священник. «Два раза в неделю приходим, причащаем, исповедуем, отвечаем на вопросы женщин»,— рассказал “Ъ” настоятель храма Блаженной Матроны Московской иерей при белгородской областной клинической больнице Иоанн Залога.
Руководитель работающего с 2012 года в Белгородской области старооскольского кризисного центра для женщин Юлия Углянская подтвердила “Ъ”, что женщинам в медучреждениях действительно выдают подобный документ. По ее словам, комиссия формируется исключительно в «профилактических целях». По словам госпожи Углянской, «комплексная помощь часто помогает женщине принять решение сохранить беременность в том случае, если она сомневается». По данным центра, за шесть лет удалось сохранить около 250 беременностей.
Гинеколог больницы в Белгородском районе на условиях анонимности рассказала “Ъ”, что «направления на комиссию» выдают во всех медучреждениях региона. Однако женщины часто отказываются от ее прохождения, никаких санкций это не влечет. «В таком случае доктор пишет: "От комиссии отказалась",— говорит собеседник “Ъ”.— Чаще всего аборты делают женщины, уже родившие по двое детей. Они обычно уверены в своем решении». Отец Иоанн подтверждает, что «твердо решившуюся на аборт женщину уговорить или принудить» к сохранению беременности невозможно, «они даже не придут к священнику или психологу». «Но если акушер-гинеколог увидел, что женщина колеблется, он предлагает ей такой вариант — просто посоветоваться,— говорит священник.— Мы получали множество положительных откликов от самих женщин».
В начале года в Белгородской митрополии прошли съезды духовенства, которые просили депутатов регионального парламента подумать о выведении процедуры абортов из системы ОМС и обсуждали проблему с врачами, которые отказываются производить аборты по религиозным соображениям. Белгородские общественные организации регулярно проводят акции против абортов и собирают подписи об их запрете на законодательном уровне. В поликлиниках региона устанавливаются стенды с плакатами «Мама, сохрани мне жизнь» и «Аборт — это убийство».
По мнению белгородского клинического психолога Вероники Маловой, «эмоциональное состояние женщины, решившейся на прерывание беременности, вдвойне нестабильно, и процедура прохождения некой "комиссии" может вызвать дополнительный стресс и травму». «Вынос решения о прерывании беременности в общественное пространство может усугубить чувство вины, которое часто возникает в такой ситуации. Возможно усиление депрессивной симптоматики, которая также может быть у женщины, находящейся в сложных условиях. Это не только неэтично, но и болезненно для психики»,— считает психолог.