Россия и США втянулись в ракетные перепалки
Их данные об успешности обстрела Сирии отличаются все больше
В среду Генштаб ВС РФ обнародовал итоги собственного анализа последствий ракетно-бомбовых ударов, нанесенных США, Великобританией и Францией по сирийским объектам в ночь на 14 апреля. По версии российских военных, заявленный Вашингтоном, Лондоном и Парижем масштаб преувеличен: из 105 заявленных выстрелов по трем целям они смогли обнаружить всего 22 попадания по объектам, не имеющим отношения к разработке химического оружия. В Пентагоне эти заявления назвали «еще одним примером российской кампании по дезинформации».
Результаты расследования последствий ударов начальник главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба ВС РФ Сергей Рудской обнародовал на брифинге в Национальном центре управления обороной. По его словам, изучив фрагменты ракет и воронок от разрывов, а также ознакомившись с характером разрушений объектов, российские специалисты пришли к выводу, что «из 105 заявленных попаданий в районе целей зафиксировано не более 22 из них». Так, по его данным, из 76 ударов по научно-исследовательскому центру «Барза» целей достигли тринадцать; по наземной инфраструктуре объекта «Хим Шиншар» — из 22 ракет, о которых сообщил Пентагон, не более семи; его подземные сооружения поразили не семь ракет, а две. Эта версия значительно отличается от заявлений главы управления стратегического планирования и политики Объединенного комитета начальников штабов США генерала Кеннета Маккензи. По его данным, все до последней ракеты поразили цели, а сирийские системы ПВО впустую выпустили 40 ракет, причем большинство «после того, как наш удар был завершен» (см. “Ъ” от 16 апреля).
В среду в Генштабе ВС РФ утверждали, что сирийские системы ПВО типа «Панцирь», «Оса», «Стрела-10», «Бук-М2Э», «Квадрат» и С-125, прикрывающие Дамаск и аэродромы Дювали, Думайр, Блэи и Меззе, уничтожили 46 крылатых ракет. Часть из них была выпущена с эсминцев ВМС США USS Laboon, USS Monterey и USS Higgins, а также с подлодки USS John Warner. «С учетом траекторий их полета и возможностей сирийских средств ПВО все они были поражены в пяти районах перехвата,— добавил генерал.— Три из них находятся западнее Дамаска, а еще две — восточнее». Сергей Рудской продемонстрировал обломки ракет.
Разницу с ранее представленными данными (14 апреля в Генштабе ВС РФ говорили о перехвате сирийскими ПВО 71 ракеты) генерал Рудской пояснил тем, что часть ракет «не достигла объектов поражения, по всей видимости, из-за технических неполадок». По данным “Ъ”, цифра 71 возникла из-за количества воздушных целей, которые сирийские ПВО в общей сложности смогли засечь, а 46 из которых — сбить. При этом одна крылатая ракета Tomahawk и авиационная высокоточная ракета SCALP EG были доставлены в Москву для изучения тактико-технических характеристик: начальник ГОУ подчеркнул, что результаты экспертизы используют «для совершенствования российских образцов вооружения». Он добавил, что сирийские военные также проанализировали результаты отражения удара, и заверил, что российские специалисты окажут помощь «в освоении новых образцов средств ПВО, поставки которых будут осуществлены в ближайшее время». Несмотря на сделанные ранее заявления о готовности передать Дамаску дальнобойные зенитные ракетные комплексы С-300, их пока на территории Сирии нет, говорит военно-дипломатический источник “Ъ”, «речь идет о дополнительной партии систем типа "Панцирь", доставленных в Тартус на минувшей неделе».
При этом в Генштабе вновь подвергли критике причины, из-за которых США, Великобритания и Франция решили нанести удары по Сирии. По словам начальника ГОУ, ни на одной из точек обстрела никогда не были размещены заводы или лаборатории по производству химического оружия. Если бы химическое оружие действительно находилось на этих объектах, то они охранялись бы большим количеством военных «из-за большой опасности для людей», считает генерал Рудской, «но ничего не было». После ударов на разрушенных объектах побывали люди «и просто зеваки без каких-либо средств защиты, и никто из них не пострадал». Он также раскритиковал логику западного руководства при выборе объектов для ударов: «Если бы там действительно были запасы отравляющих веществ, то при нанесении ударов крылатыми ракетами возникли бы большие очаги заражения местности. В случае с Дамаском погибли бы десятки тысяч человек».
В Пентагоне заявлениям Сергея Рудского не поверили. Официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пахон в интервью телеканалу CNBC заявил, что «это еще один пример российской кампании по дезинформации» с целью «отвлечь внимание от их моральной причастности к жестокостям режима Башара Асада (президент Сирии.— “Ъ”) и массовой гибели мирных жителей в западной части республики (Восточная Гута.— “Ъ”)». Телеканал также процитировал слова господина Пахона о том, что «утверждения (Сергея Рудского.— “Ъ”) о выборе наших (американских.— “Ъ”) целей являются абсурдными».