Экспорт получил наказы проектного офиса
Уходящее правительство завещало ему десятипроцентный рост
Для наращивания РФ экспорта до $250 млрд к 2024 году необходимо увеличивать его минимум на 10% в год, заявил вчера на заседании президиума проектного офиса премьер-министр Дмитрий Медведев. Алгоритм форсирования темпов вчера назван не был — обсуждались создание «единого окна» для экспортеров на базе Российского экспортного центра (РЭЦ), дополнительное финансирование создания логистических центров и индустриальных зон и даже структурные ведомственные реформы.
Последнее заседание президиума проектного офиса для действующего состава правительства и для главы департамента проектной деятельности Белого дома Андрея Слепнева (он переходит на должность главы РЭЦ) выглядело рутинным. Чиновники и представители бизнеса собрались для обсуждения поддержки несырьевого экспорта и поставленной президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию задачи по увеличению его до $250 млрд к 2024 году. Как отметил Дмитрий Медведев, «впервые с 2013 года после нескольких лет снижения мы зафиксировали рост несырьевого неэнергетического экспорта» — на 22% в годовом выражении, до $133,7 млрд. Растущие позиции, по мнению премьера, «надо не только сохранять, но и активно, а можно даже сказать, агрессивно продвигать на глобальных рынках». В этом году темпы роста также вселяют надежду в правительство — в январе-феврале несырьевой экспорт увеличился почти на треть к тому же периоду 2017 года. Объем в $250 млрд требует ежегодного роста почти на 10%, оценил премьер. «Мировой экспорт будет расти, по мнению ВТО, на 2,5% в год. Нужно двигаться в четыре раза быстрее»,— потребовал он.
Премьер обозначил необходимость перенастройки экспортной политики, более интенсивного развития производств и логистической инфраструктуры, а также упрощения экспортных операций. Также говорилось о необходимости создания на базе РЭЦ системы «одного окна» для бизнеса.
По итогам заседания главы Минсельхоза Александр Ткачев и Минпромторга Денис Мантуров обозначили направления, на которые они делают ставки в наращивании экспорта. Так, прогноз по экспорту сельхозпродукции к 2024 году составляет $45 млрд ($20,1 млрд в 2017 году). Продавать за рубеж планируется не только традиционные для РФ зерно, растительное масло и рыбу, но и кондитерские изделия, сахар, мясную и молочную продукцию — но экспорт потребует продолжения господдержки. «Потребуется не одна сотня миллиардов рублей в течение шести лет, чтобы не только увеличить объем производства, но и создать новую, современную инфраструктуру и на Дальнем Востоке, и в центре, на западных рубежах»,— сказал господин Ткачев. Говоря о защите рынка от недобросовестных производителей, он неожиданно затронул тему структурных изменений, высказавшись за создание единого контролирующего органа, отвечающего за всю цепочку «от поля до прилавка»: система, когда Россельхознадзор контролирует выращивание продукции, а Роспотребнадзор — переработку, хранение и торговые сети, по его словам, «жизнеспособна, но неэффективна». Денис Мантуров отраслями с наибольшим потенциалом назвал машиностроение (нефтегазовое, энергетическое и тяжелое; прирост может составить $17 млрд), химию высоких переделов (пластик, полимеры, шины, удобрения и фармацевтика; $15 млрд), а также металлургию и лесную промышленность. Минпромторг также рассчитывает на дополнительную господдержку для создания логистических центров и индустриальных зон (создание одной из них планируется совместно с Египтом) и сервисных центров — но объемы необходимого финансирования ведомством пока не определены.