А ввод вам арена
Самарский стадион принимают в спешке и с нарушениями
Сегодня, 26 апреля, «Самара Арена», официально признанная самым проблемным объектом инфраструктуры ЧМ-2018, должна получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Причем в этот же день заказчик и генподрядчик сначала получат заключение о соответствии объекта (ЗОС‑1) — случай уникальный даже для российской практики. Между выдачей этих разрешительных документов обычно проходят месяцы. По сведениям “Ъ-Волга”, сейчас к объекту прикомандированы порядка 60 сотрудников Ростехнадзора, которые помогают строителям в устранении нарушений, выявляемых ежедневно. Устранить все недоработки до ЧМ вряд ли удастся — «Самара Арену» будут доделывать уже после мундиаля и, вероятнее всего, уже за счет средств областного бюджета.
Сегодня, 26 апреля, «Самара Арену» (проектная вместимость — 45 тыс. зрителей, но на время чемпионата будет вмещать порядка 43 тыс.) должны официально ввести в эксплуатацию, и заказчик вместе с застройщиком получит всю необходимую документацию. Эту дату назвал вице-премьер РФ, председатель оргкомитета «Россия‑2018» Аркадий Дворкович.
Проблемы у самарского стадиона начались еще на стадии получения разрешения на строительство. «Самара Арену» (заказчик ФГУП «Спорт-инжиниринг») собирались начать строить весной 2014 года, но по факту возведение объекта стартовало в июле того же года с задержкой на три месяца. Это произошло потому, что заказчик и генподрядчик (ПСО «Казань») не предоставили мэрии Самары всю необходимую документацию и тогдашний глава города Дмитрий Азаров (ныне врио губернатора Самарской области) отказывался выдавать разрешение на строительство.
По сведениям “Ъ-Волга”, документация стадиона до сих пор не соответствует всем требованиям, но решение о начале строительства было продавлено экс-губернатором региона Николаем Меркушкиным и главой регионального правительства Александром Нефедовым.
Скандалы сопровождали и весь процесс стройки. Так, с апреля по сентябрь 2016 года ПСО «Казань» фактически заморозило строительство. Официально причины этого шага не назывались, но по данным “Ъ-Волга”, это было вызвано тем, что Николай Меркушин был недоволен генподрядчиком и лоббировал интересы одного из местных застройщиков. Кроме того, к строительной компании неоднократно предъявлялись претензии по качеству строительства и из-за постоянных изменений, вносимых в проект в целях его удешевления: в металлоконструкциях находили трещины, а прозрачный купол из поликарбоната, предусмотренный изначальным проектом, заменили на более дешевый профлист.
При этом стоимость строительства не снижалась, а только росла. На начало работ затраты на «Самара Арену» оценивались в 13,6 млрд руб. Сейчас стоимость составляет 18,9 млрд руб., но и эта цифра может оказаться не окончательной. По сведениям информированных источников “Ъ-Волга” в правительстве Самарской области, для окончательной доводки стадиона может потребоваться еще до 3 млрд руб., но где брать эти деньги, не ясно. Федеральный центр финансирование по программе строительства сооружения закрыл. «Самара Арена» уже считается самым дорогим стадионом, построенным в рамках подготовки России к грядущему мундиалю, если не считать реконструкцию главного стадиона чемпионата 80‑тысячных «Лужников» (26,6 млрд руб.) и стадиона «Санкт-Петербург» (официально 43 млрд руб.), который изначально строился не в рамках подготовки к ЧМ.
Сроки сдачи самарской арены также неоднократно сдвигались начиная с декабря 2017 года. В пресс-службе ПСО «Казань» сообщили “Ъ-Волга”, что получение заключения о соответствии объекта (ЗОС) и ввод его в эксплуатацию произойдет в один день. У экспертов эти заявления вызывают недоумения. «Технически это невозможно, поскольку срок оформления заключения о соответствии (ЗОС) составляет пять дней. И это при условии, что вся документация, подготавливаемая на разных этапах работ по объекту, была своевременно подготовлена, и к ней не возникает никаких вопросов. С учетом того что мы говорим о таком крайне сложном с инженерной точки зрения сооружении, как "Самара Арена", это крайне маловероятно. Между получением ЗОС и введением объекта в эксплуатацию есть такая процедура, как техническая инвентаризация, которая тоже является достаточно сложной и длительной с учетом масштабов сооружения. В один день от получения ЗОС до ввода в эксплуатацию уложиться очень сложно, или это должен быть очень долгий и насыщенный событиями день»,— констатирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Еще один момент, который вызывает вопросы у специалистов, это подготовка футбольного поля «Самара Арены».
Изначально оно должно было быть посевным, как на всех других аренах, построенных к чемпионату, но из-за нехватки времени было решено постелить рулонный газон, купленный в Германии.
Его укладка завершилась 16 апреля, 23 апреля закончилась прошивка газона специальными нитями. Спешка вызвана тем, что 28 апреля и 6 мая на стадионе должны пройти тестовые матчи: в рамках первенства ФНЛ местные «Крылья Советов» сыграют, соответственно, с «Факелом» (Воронеж) и «Кубанью» (Краснодар). На этом фоне специалисты не ручаются за готовность поля к играм ЧМ (первый матч на арене состоится 17 июня между Сербией и Коста-Рикой).
«Обычно для эксплуатации газона после его укладки требуется три-четыре недели на адаптацию к климатическим условиям. Транспортировка, укладка и прошивка натурального газона искусственными волокнами является сильнейший стрессом для футбольного поля. Любые тренировочные процессы должны быть исключены до полного восстановления натурального покрытия. Если привезено высококачественное покрытие и осуществляется правильный уход, то с приживаемостью проблем быть не должно. Но такие вещи должны контролировать агрономы, мнение которых необходимо учитывать»,— считает агроном ФК «Зенит» Константин Креминский.
Директор компании «Ландшафт дизайн +» Дмитрий Орлов рассказал, что в идеале естественный газон необходимо использовать лишь спустя восемь месяцев после укладки и прошивки. «Если играть на футбольном поле спустя пару недель после того, как его постелили и прошили, то существует вероятность того, что покрытие будет испорчено. Трава просто будет вырываться во время подкатов в игре. За более длительный срок окрепнет корневая система. Сейчас в нашей стране уже не функционируют районированные семенные станции, которые поставляли материал, подходящий для тех или иных климатических условий. Трава, выращенная в Европе, часто болеет, особенно в холодный период»,— заявил господин Орлов.
«Решение о вводе стадиона в эксплуатацию с многочисленными недоделками является политическим,— признает собеседник “Ъ-Волга” в правительстве Самарской области,— но другого выбора у нас нет. Выводы будут делаться потом. Сейчас задача обеспечить хотя бы удовлетворительную готовность объекта». По сведениям “Ъ-Волга”, к стадиону прикомандированы порядка 60 специалистов Ростехнадзора из разных регионов РФ, которые помогают генподрядчику в устранении нарушений. По данным “Ъ-Волга”, у контролирующих органов есть вопросы к системам освещения, акустики, противопожарной безопасности, канализации, электрическим сетям. На время чемпионата будут законсервированы порядка 70% внутренних помещений стадиона из-за их неготовности (всего на «Самара Арене» их около 2 тыс.).
«На моей практике это впервые — чтобы мы помогали застройщику сдать объект. Нарушений очень много,— говорит сотрудник Ростехнадзора, работающий на объекте.
— Часть из них можно устранить сейчас, часть невозможно, это требует времени и денежных затрат, либо это конструктивные недоработки». Собеседник “Ъ-Волга”, рассказывает, что множество дефектов можно списать на обычную «безалаберность и халатность», возникшие из-за отсутствия системного контроля, который «либо осуществлялся плохо, либо не осуществлялся вовсе».
«Например, мы столкнулись с тем, что на стадионе оказалась забита основная магистраль канализационной системы. Причем не просто забита, а забетонирована. Водители бетономешалок после выгрузки бетона мыли свои машины и сливали воду прямо в канализацию стадиона. Или другой пример, часть кресел на стадионе рабочие из Узбекистана устанавливали с нарушением технологии, что может создать потенциальную угрозу здоровью болельщиков. Все это надо переделывать»,— констатирует он.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться стадион в Самаре, это отсутствие паспорта безопасности, без которого по закону проведение матчей невозможно.
Документ должны подписать руководители органов безопасности (местные управления ФСБ и Росгвардии) и заказчика (ФГУП «Спорт-инжиниринг»). Обычно на оформление этого документа уходит около месяца при устранении всех нарушений, но учитывая, что первый матч на «Самара Арене» пройдет уже 28 апреля, не исключено, что процедура также пройдет в ускоренном темпе. Как рассказали “Ъ-Волга” во ФГУП, паспорт безопасности стадиона будет подписан после того, как состоится ввод объекта в эксплуатацию. В настоящий момент заказчик не готов назвать конкретную дату подписания, однако называет сдачу в эксплуатацию, подписание паспорта и проведение тестовых матчей связанными между собой последовательными событиями, которые вытекают одно из другого.