Спасти «ужасную сделку»
Андрей Баклицкий — о судьбе СВПД
Еще на прошлой неделе ситуация вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) казалась неприятной, но понятной. Президент Дональд Трамп пообещал вывести США из соглашения, если оно не будет изменено с учетом американских требований наложить бессрочные ограничения на иранскую ядерную программу, ограничить ракетную программу страны и изменить поведение Тегерана в регионе. Иран ответил на эти требования категорическим отказом. Шансы на компромисс не просматривались.
Несмотря на то что до этого Дональд Трамп неоднократно обещал выйти из СВПД, ограничиваясь в итоге полумерами, твердое обещание президента и выбор двух «ястребов» Майка Помпео и Джона Болтона на позиции госсекретаря и советника по нацбезопасности говорили о том, что в этот раз угроза была реальной. С приближением 12 мая, когда президент США должен либо продлить приостановку антииранских санкций, либо нарушить обязательства Вашингтона по СВПД, перед остальными участниками соглашения (европейские страны, Россия, Китай и Иран) стоял выбор: выработать новую структуру соглашения без участия США или приготовиться к полному развалу сделки, размораживанию ядерной программы Ирана и, возможно, даже новой войне на Ближнем Востоке.
Но после состоявшегося на днях визита в США президента Франции Эмманюэля Макрона, который смог установить теплые отношения со своим американским коллегой, оптимисты заговорили о возможности компромисса. После длительного обсуждения за закрытыми дверями президенты выступили на пресс-конференции, где господин Макрон представил европейский план урегулирования ситуации. Он стоит на четырех столпах: контроле над иранской ядерной программой в рамках СВПД, новой договоренности по долгосрочному обеспечению ее мирного характера, ограничении ракетной программы Ирана и обсуждении региональных вопросов, в том числе с участием стран Ближнего Востока и России.
Эти предложения выглядят интересно, но содержат ряд важных допущений. Во-первых, Дональд Трамп должен согласиться продолжить выполнять ненавистный ему СВПД, пока идут новые переговоры. А во-вторых, судьба СВПД не должна быть поставлена в зависимость от исхода этих переговоров (в противном случае это было бы фактическое переписывание соглашения, на что не соглашались ни Иран, ни Россия и КНР).
Президент США в ходе той пресс-конференции оставил открытым вопрос о том, продлит ли он приостановку санкций 12 мая. При этом он вновь назвал СВПД ужасной сделкой. А Эмманюэль Макрон, покидая Вашингтон, сказал журналистам, что, по его мнению, Дональд Трамп «избавится от соглашения по внутриполитическим причинам».
В итоге европейские попытки удержать Вашингтон в СВПД не оставили времени (и желания?) для формирования четкого плана действий в случае выхода США из соглашения и единого фронта всех остающихся участников, включая Россию и Китай. Из разговоров с высшими должностными лицами Ирана у меня сложилось впечатление, что среди руководства страны нет консенсуса по поводу того, как ответить на выход США из сделки. Сохранение экономических преимуществ соглашения могло бы склонить чашу весов в сторону участия Ирана в СВПД. Но для этого Европа, Россия и КНР должны быть готовы совместно противостоять вторичным санкциям США и попыткам разрушить соглашение в Совете Безопасности ООН. Иметь такую совместную стратегию — острая необходимость. Вне зависимости от того, выйдет Вашингтон из СВПД 12 мая или нет.