«Я бы хотела, чтобы это стало главной документальной лентой о 90-х»
Ксения Собчак — о фильме «Дело Собчака»
Ксения Собчак представила трейлер фильма о своем отце. Картина посвящена первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку. Судя по опубликованным фрагментам, она состоит из архивных кадров его публичных выступлений и интервью с участниками политических событий 90-х годов: это Владимир Путин, который работал в тот момент в питерской мэрии, Дмитрий Медведев, у которого Анатолий Собчак был научным руководителем, а также Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс и другие. Режиссером этой работы стала Вера Кричевская. В интервью «Коммерсантъ FM» Ксения Собчак призналась, что готовила документальный проект больше года, и исполнен он в жанре журналистского расследования.
— Почему вы решили создать фильм о вашем отце именно сейчас? О Чем именно он расскажет?
— Во-первых, я решила сделать фильм не сейчас, мы готовили его с Верой [Кричевской] уже более года. У нас более 30 свидетельств этого времени, огромная работа с документами, мы получили доступ в архивы и много часов провели за изучением этого дела. Мы работали над фильмом уже давно и давно собирали эту историю, просто это было мое волевое решение — не выпускать фильм и не делать его во время предвыборной кампании, потому что это очень личная вещь, и я ни в коей мере не хотела, чтобы она становилась политической агитацией. Это отдельный документальный журналистский проект, и для меня важно, чтобы он таким и оставался. Если говорить, о чем эта работа — ну, это, наверное, нескромно прозвучит, но я бы хотела, чтобы это стало главной документальной лентой о 90-х, об этой эпохе. Это фильм о том, что происходило тогда в Петербурге, о моем отце, о том, как происходит травля человека в России, если это кому-то выгодно, о том, как политическая жизнь может разрушить жизнь личную. Это политический детектив.
— А почему фильм называется «Дело Собчака»?
— Потому что основа фильма — мы расследуем «дело Собчака», возбужденное против него, то дело, которое, по сути, закончило его политическую карьеру, заставило его уехать в Париж и стоило ему в итоге жизни. С другой стороны, «дело Собчака» в более общем смысле — это то дело, которым он был занят всю жизнь, главное дело его жизни — демократия, которую он строил в России. В общем, фильм и о том деле, и об этом, и о том, насколько эти два дела, дело уголовное и дело демократии, связаны.
— Как вы думаете, почему в последнее время такое большое внимание уделяется именно 90-м? Про них Петр Авен написал в книге, и Якунин в своей «Коварной колее», каждый пытается дать свой взгляд. Они различаются с вашим взглядом? В чем принципиальное отличие вашего взгляда на 90-е?
— Я об этих книгах не знаю, но этот фильм — личная журналистская история. Я, несмотря на свою профессию, использую личный подход, я рассказываю о своем папе, рассказываю его историю и через его историю как бы показываю историю всей нашей страны, то, как происходила политика в 90-е, то, в каком мы жили государстве, какое потеряли, какое приобрели. Этот фильм ставит очень много философских вопросов: вопрос выбора, вопрос предательства, вопрос ценностей, дружбы. Мне кажется, что в данном смысле этот фильм шире, чем фильм просто про 90-е.
— Считаете ли вы своего отца недооцененной политической фигурой и своего рода символом демократии того времени, которую, возможно, мы сейчас потеряли?
— Все оценки пусть делают зрители после того, как посмотрят фильм. Я старалась не навязывать свою оценку папы, потому что понятно, что он мой папа, и что я его люблю и, конечно же, восхищаюсь. Не это было моей целью. Моей целью было просто рассказать свою историю, изложить факты, показать то время, показать все, что происходило тогда, препарировать то, как силовые структуры боролись с демократией. Я надеюсь, что у меня это получилось.
— Думали ли вы, создавая этот фильм, о том, что ваш сын его посмотрит, как-то учитывали ли, что потомкам он тоже останется в качестве некой исторической правды?
— Да, безусловно, это на самом деле очень важный фактор. И рождение Платона, и задумка этого фильма — это вещи связанные. Мне захотелось, чтобы, когда мой сын задаст вопрос, почему у него двойная фамилия, почему это странно — у всех детей одна фамилия, папина, а у него двойная, Виторган-Собчак, — в этот момент я хочу рассказать ему про его великого деда и показать этот фильм. Но при этом этот фильм не является мемориальным и интересным только родственникам. Этот фильм — закрученный политический детектив, где до самого финала непонятно, кто ответственен, кто был инициатором этой травли, кто ее раскручивал. Мы постарались — и за это я очень благодарна режиссеру Вере Кричевской — сделать из материала, которым мы располагали, настоящий политический детектив.