«Энгельсэлектротранс» роняет цены
Убыточное предприятие рассчитывает получить прибыль от снижения цены на проездные
В Энгельсе по инициативе МУПП «Энгельсэлектротранс» снизят стоимость проездных билетов для трех категорий пассажиров. Стоимость месячного проездного снижена с 650 до 500 руб., для пенсионеров и студентов — с 350 до 200 руб. Таким образом руководство муниципального предприятия хочет повысить его привлекательность для пассажиров и увеличить доходную часть. Энгельсские власти инициативу поддержали. Однако саратовские коллеги настроены скептично и вспоминают опыт коллег из Петрозаводска, где снижение стоимости проезда в городском электротранспорте привело к банкротству предприятия.
В Энгельсе депутаты горсовета на заседании постоянно действующего совещания при главе района поддержали инициативу о снижении стоимости проездных билетов в городском электротранспорте. Соответствующее предложение МУП «Энгельсэлектротранс» обнародовал замглавы района Иван Козаченко. До последнего времени стоимость проездных на месяц для граждан, не имеющих льгот на проезд, составляла 650 руб., для пенсионеров и студентов — 350 руб. По словам господина Козаченко, проездные билеты в должной мере не востребованы, так как в прошлом месяце было приобретено только 63 билета по полной стоимости, для студентов — 16, для пенсионеров 229 билетов. В связи с этим поступило предложение о снижении стоимости проездных: до 500 руб. для не имеющих льгот на проезд до 200 руб. для студентов и пенсионеров. Инициаторы предполагают, что это увеличит количество пассажиров, которые будут приобретать социальные проездные билеты и, соответственно, доход городского электрического транспорта.
Доход предприятия «Энгельсэлектротранс» от этих мероприятий оценивается в 640 тыс. руб. в год. Стоимость проездных будет снижена с 7 мая. Предложение также поддержал глава Энгельсского района Александр Стрелюхин.
В Энгельсе действуют два троллейбусных маршрута: № 8 гипермаркет «Лента» — ЗАО «Тролза» и № 14 гипермаркет «Лента» — ОАО «ЗМК». Предприятие работает в убыток, который ежегодно составляет порядка 50 млн руб. 2016 год предприятие закончило с убытком 54,7 млн. Данные за 2017 год еще не опубликованы.
Директор МУП «Энгельсэлектротранс» Александр Кузьмин считает, что в сложившихся условиях предприятию очень сложно конкурировать с другими видами пассажирских перевозок, и снижение стоимости проездных — один из способов привлечения пассажиров, который они могут себе позволить:
«Конечно, у троллейбуса есть свои недостатки перед автотранспортом — это более низкая скорость, привязка к сетям: в то время как автотранспорт может что-то объехать или нарушить, мы этого сделать не можем. Поэтому мы должны находить свои плюсы. Установить более привлекательную стоимость проезда — это то, что в наших силах. Сейчас загрузка троллейбусов составляет примерно 30%. Считаю, что за счет снижения стоимости проездных мы сможем увеличить ее на 15%. Сейчас доход предприятия составляет примерно 150 тыс. руб. в месяц. Это, конечно, маловато», — сказал Александр Кузьмин.
О снижении стоимости разового билета речи пока не идет, но Александр Кузьмин считает, что ценовой разрыв между троллейбусом и маршруткой должен быть гораздо больше, чем 1 руб., как сейчас. Сейчас в Энгельсе проезд на троллейбусе стоит 17 руб., на автобусе — 18 руб. «Для нашей привлекательности нужно, чтобы разрыв был руб. пять», — предположил он и добавил, что после снижения стоимости проездных билетов намерен наблюдать за поведением конкурентов. «В ближайшее время в нашу пользу сыграет и расширение проспекта Фридриха Энгельса на девять метров, где сейчас наблюдаются затруднения движения. Это позволит нам стать мобильнее, избегать пробок. «Автогрейд» уже приступил к работам. Расширен будет участок протяженностью около 1,5 км, а потом, возможно, и все два. Так что я думаю, что наш опыт будет положительным», — уточнил руководитель предприятия.
Замдиректора «Саратовгорэлектротранса» Павел Кузнецов настроен менее оптимистично. Он предлагает дождаться первых результатов применения инициативы энгельсских коллег на практике, а потом давать ей оценку. «Если и будет там какой-то положительный эффект от этого снижения стоимости проездных билетов, то незначительный», — предположил он.
Павел Кузнецов отметил, что вспомнить положительные примеры от снижения стоимости проезда в электротранспорте сложно. «Давайте вспомним ситуацию в Петрозаводске, которая произошла несколько лет назад. Там снизили стоимость проезда с 17 до 10 руб., что в течение нескольких месяцев привело к банкротству предприятия», — напомнил он.
Саратовский краевед, занимающийся проблемами транспорта Денис Жабкин положительно оценивает идею энгельсских властей сделать разницу между проездным и разовым билетом существенной. «В Саратове стоимость проездного в трамвае или троллейбусе составляет 700 руб., а стоимость разового билета — 17 руб. Получается, чтобы проездной окупил себя, нужно совершить не менее 42 поездок, то есть дважды в день не менее 21 дня, что с учетом праздников и выходных дней надо еще постараться сделать. С учетом того, что электротранспорт часто ходит с перебоями из-за ДТП, обесточек и так далее, если вы совершаете несколько платных поездок на другом виде транспорта, проездной себя не окупает», — говорит он.
По мнению господина Жабкина, в Энгельсе от снижения цены на проездные был бы больше толк, если бы ходил троллейбусный маршрут № 9 Саратов‑Энгельс. «А так жителям города-спутника, чтобы добраться до Саратова, все равно придется пересаживаться на автобус», — считает краевед.