Интернет вещей проведут под землю
ФГУП РСВО займет частоты в региональных метрополитенах
Подведомственное Россвязи ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), управляющее радиоточками в квартирах, нашло новое направление развития бизнеса. В ближайшие полгода РСВО планирует начать тестировать интернет вещей в метро Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Для запуска интернет-услуг для пассажиров выделенные там частоты не подходят.
Госкомиссия по радиочастотам выделила неопределенному кругу лиц полосу 360–380 МГц для использования радиоэлектронными средствами (РЭС) мобильного широкополосного беспроводного доступа в метрополитенах Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, следует из решения, опубликованного Минкомсвязью. Из документов, поданных к заседанию комиссии 16 апреля, с которыми ознакомился “Ъ”, следует, что заявку на эти частоты подавал подведомственный Россвязи оператор проводного радиовещания в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ФГУП РСВО.
И. о. гендиректора РСВО Андрей Бесчастнов подтвердил “Ъ”, что ФГУП подавал такую заявку. «Частоты будут использованы для технологических нужд метрополитенов в этих городах, а также интернета вещей. "Пилоты" планируется провести в ближайшие полгода»,— рассказал он. Детали проекта в РСВО не раскрывают. По условиям решения госкомиссии применять РЭС в этих частотах можно «только для целей оповещения, управления и связи со средствами общественного транспорта, включая системы поездной радиосвязи метрополитена». Разрешение действует в течение десяти лет.
По словам господина Бесчастнова, это «принципиально новое» направление деятельности для РСВО. «Мы переходим в сферу предоставления высокотехнологичных услуг и заявляем о себе не только как о поставщике услуг проводного вещания и оповещения населения, но и как телеком- и IT-компании»,— отметил он. РСВО не впервые пытается найти новую сферу развития. Как ранее сообщал “Ъ”, в 2014 году ФГУП рассчитывал организовать в Москве сеть Wi-Fi из 8 тыс. точек доступа, используя свою инфраструктуру проводного вещания, то есть радиоточки. Инвестиции в проект оценивались в 1,8 млрд руб. В коммерческую эксплуатацию сеть планировали запустить к 2016 году, но проект так и не был реализован.
В диапазоне 360–380 МГц может развиваться так называемая профессиональная транкинговая радиосвязь TETRA, пояснили “Ъ” в компании ZTE. Этот стандарт используется для обеспечения связью госорганов и экстренных служб. «Этот диапазон не выделен в России и не идентифицирован в мире для нужд подвижной радиотелефонной связи»,— подтверждают в МТС. В компании «Максима Телеком», развивающей сети Wi-Fi в метро Москвы и Санкт-Петербурга, также отметили, что частоты выделены под технологическую радиосвязь. «Чтобы предоставлять пассажирские сервисы и передавать большие объемы трафика, полоса 20 МГц недостаточна»,— констатируют в компании. В «Ростелекоме» сообщили, что «изучат возможности использования частот». В «Вымпелкоме» от комментариев отказались. В метрополитенах Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга на запросы “Ъ” оперативно не ответили.
После выхода публикации в департаменте транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода “Ъ” сообщили, что действительно ведутся переговоры между ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» и МП «Нижегородское метро» об установке и использовании специального оборудования для технической связи служб метрополитена. Пресс-служба Новосибирского метрополитена сообщила, что проект развития цифровой поездной радиосвязи в стандарте DMR (Digital Mobile Radio.— Цифровая подвижная радиосвязь) уже выполнен. «В радиочастотный комитет подана заявка на выделение полосы стандарта DMR. С ФГУП РСВО с использованием указанного диапазона частот новосибирский метрополитен не сотрудничает»,— добавили в пресс-службе.