Лекарства выписывают из магазинов
Против широкой продажи медикаментов в торговых сетях выступил Минздрав
Обновленная версия законопроекта Минпромторга, разрешающая продажу безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах без соответствующей лицензии, не нашла поддержки в органах власти. Минздрав и Федеральная антимонопольная служба сошлись во мнении, что документ создает дискриминационные условия для аптечных сетей. А в Минэкономики в случае его принятия опасаются роста контрафакта.
Подготовленная Минпромторгом новая версия законопроекта, разрешающая продажу безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах без лицензии, вызвала негативную реакцию Минздрава, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В отзыве Минздрава (копия есть у “Ъ”) говорится, что документ создаст неравные условия для аптечных организаций, для которых получение лицензии на осуществление фармдеятельности является обязательным требованием. В министерстве отмечают, что лицензия гарантирует наличие в магазинах специалистов, которые могут дать профессиональные объяснения при отпуске лекарств. Это поможет предотвратить ущерб здоровью покупателей. Минздрав не согласен и с выводом Минпромторга о том, что законопроект не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Средства понадобятся для увеличения численности сотрудников Росздравнадзора, контролирующего обращение лекарств. Чиновники Минздрава сомневаются, что в торговых залах магазинов будут своевременно убирать препараты с истекшим сроком годности. Аналогичная практика в отношении продуктов питания говорит о многочисленных нарушениях, отметили там.
У Минздрава нашлись замечания и к составленному Минпромторгом перечню из 34 групп безрецептурных препаратов, продажу которых предполагается разрешить в магазинах: например, сердечные средства, лекарства от аллергии, ушные капли и капли от насморка и др. В министерстве отметили, что некоторые препараты из представленного списка отпускаются как с рецептом, так и без него. Подытожил Минздрав свой ответ тем, что разработка законопроекта не требуется вообще.
В ФАС и Минэкономики поддерживают идею продажи лекарств в магазинах, но считают, что представленная версия законопроекта требует доработки. В ФАС тоже не согласны разрешить продажу лекарств в магазинах без лицензии, так как это создаст дискриминационные условия для аптечных сетей. А в Минэкономики опасаются, что принятие законопроекта в таком виде приведет к росту контрафактной продукции. Министерство предложило ввести требования к площади магазинов, а также к среднесписочной численности персонала, полагая, что это поможет снизить дополнительную нагрузку на контролирующие органы. Копии ответов ФАС и Минэкономики также есть у “Ъ”.
Скандальный законопроект был разработан Минпромторгом в конце 2017 года по поручению правительства РФ. Первоначальная версия документа предлагала наделить ритейлеров правом продавать безрецептурные препараты при наличии лицензии, которую можно было бы получить на юридическое лицо независимо от количества точек. Но законопроект вызвал недовольство со стороны ряда ведомств, а также представителей аптечных организаций, которые должны оформлять лицензию на каждую точку. Минпромторг доработал документ и предложил разрешить продуктовому ритейлу продавать лекарства вообще без лицензии. Теперь министерство, как сообщили “Ъ” в его пресс-службе, планирует представить проект в Минэкономики России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
По словам гендиректора сети «Ригла» Александра Филиппова, помимо получения лицензии аптечные организации должны соблюдать ряд других требований, в том числе правила надлежащей аптечной практики. Они установлены соответствующим приказом Минздрава и включают в себя требования к инфраструктуре, руководству, персоналу, процессу торговли и др. «Продуктовый ритейл и сейчас может продавать лекарства при соблюдении всех этих требований, но поскольку это требует больших усилий и средств, почти никто этим не занимается»,— отмечает господин Филиппов.
Сейчас из всех крупных продуктовых ритейлеров собственную аптечную сеть развивает «Магнит». С середины 2017 года компания открыла 51 аптеку. Другие представители отрасли, например, Х5 Retail Group и «Азбука вкуса», заключают партнерства с аптечными сетями и открывают объекты внутри своих площадей.