Заграница второго эшелона
На рынке международных авиаперевозок изменился расклад сил
Как выяснил “Ъ”, расстановка сил среди авиакомпаний РФ на международных авиалиниях отличается от внутреннего рынка. «Аэрофлот» по-прежнему недосягаем, но вслед за ним идут «Уральские авиалинии» и Azur Air, а не традиционные лидеры S7 и «Россия», следует из мартовской статистики. При этом ближайшие преследователи «Аэрофлота» показывают рост зарубежных перевозок на десятки процентов. Эксперты полагают, что компании второго эшелона активно пытаются отвоевать свою долю рынка, жертвуя прибылью, что при спаде спроса чревато проблемами.
“Ъ” стала известна детализированная статистика внутренних и международных перевозок авиакомпаний РФ за март. Из нее следует, что расклад сил на рейсах за рубеж, которые считаются более прибыльными, совсем иной, чем в целом по рынку. В международном сегменте за лидером «Аэрофлотом» (1,39 млн пассажиров), имеющим больше всего допусков на полеты за границу, идут «Уральские авиалинии» (четвертое место по перевозкам в РФ в целом). В марте компания нарастила зарубежные перевозки на 53%, до 281,2 тыс. человек, ее загрузка выросла на 2,5 процентного пункта (п. п.), до 78,1%. Рост международных перевозок на 23% показали Azur Air (242,7 тыс. пассажиров) и S7 (233,2 тыс.). «Аэрофлот», увеличив перевозки на 6,1%, снизил загрузку на 1,3 п. п., до 77,8%. Его дочерняя «Россия» нарастила занятость кресел на 1,5 п. п., а перевозки — на 8,8%, до 212,6 тыс. человек. В сегменте выросли также «Северный ветер» (в 2,5 раза, до 113,6 тыс. пассажиров), лоукостер «Победа» (64%, 109,9 тыс.), «Роял флайт» (23,4%, 11,8 тыс. человек).
Доля первых пяти авиакомпаний на международном рынке в марте сократилась на 2 п. п., до 77,2% — за счет ухода с рынка «ВИМ-Авиа», пояснили “Ъ” собеседники в отрасли. Всего в марте авиакомпании РФ перевезли 7,8 млн человек, а за первый квартал перевозки выросли на 12,4%, до 22,1 млн пассажиров.
На внутреннем рынке распределение пассажиропотока выглядит более привычно. После «Аэрофлота» (в марте рост на 6,9%, до 1,27 млн человек) на втором месте S7, увеличившая перевозки почти на 18%, до 566,2 тыс. пассажиров. Utair показала рост на 10,8% (485,8 тыс. человек), а «Победа» — почти на 42%, до 383 тыс. человек. «Россия» снизила внутренние перевозки на 12,9%, до 439,2 тыс. пассажиров. Лидером по росту загрузки стала Utair, увеличив показатель на 12%, до 78,6%. В целом доля на внутренних рейсах пяти лидеров сохранилась на уровне 66%.
Источник “Ъ”, близкий к «Аэрофлоту», говорит, что в 2018 году у компании вырос парк, что и привело к снижению загрузки. Он отметил, что основной рост идет за счет туристических международных направлений, где конкуренты ставят значительные провозные емкости, продают кресла ниже рентабельности и, по сути, демпингуют. Представитель Azur Air Анастасия Матюшина пояснила “Ъ”, что компания летает по 30 направлениям за рубеж из 40 регионов, в том числе из Сибири и с Дальнего Востока, минуя Москву, а лидирующими направлениями в сезоне станут Турция, Тунис, Таиланд, Вьетнам.
В S7 сообщили, что итоги марта соответствуют ожиданиям. Рост зарубежных направлений «вызван возросшим спросом на Корею, Таиланд, Италию, Германию и Армению», новыми рейсами из Москвы и Петербурга в города Италии Германии, Австрии. В S7 отдельно отметили аэропорты Пулково (Петербург) и Толмачево (Новосибирск), где видны результаты развития межрегиональных перевозок. Президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков объяснил увеличение перевозок расширением сети, тарифной политикой и рекламной поддержкой. Также компания открыла новые рейсы из Москвы в Берлин, Милан, Мюнхен и Вену, развивает прямые маршруты между регионами.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что повторяется ситуация 2013–2015 годов: компании второго эшелона наращивают емкости на фоне сокращения доходной ставки: рост тарифов не успевает за издержками. Он говорит, что риски усилит ослабление рубля: у многих только рублевая выручка, а существенная часть расходов в долларах. Усиление санкций и падение покупательной способности могут подорвать спрос, и, полагает эксперт, при дальнейшем снижении курса к четвертому кварталу «прилетят не все авиакомпании». В зоне наибольшего риска — чартерные перевозчики и компании, завязанные на выездной туризм, говорит господин Пантелеев.