«Единой России» предлагают ребрендинг в стиле КПСС
Партийцы из регионов хотят вернуть организации на производстве и политинформацию
Региональные отделения «Единой России» готовят предложения по реформе партии. Единороссы из Удмуртии, Приморья и Ставропольского края хотят организовывать первичные отделения партии на предприятиях «по производственному принципу», изменив для этого федеральное законодательство. Сейчас закон предусматривает создание отделений только по территориальному принципу. Кроме того, региональные единороссы хотят воспитывать сторонников «со школьной скамьи» и возродить систему политинформации. В руководстве «Единой России» “Ъ” заявили, что примут решение по итогам майской партконференции.
Отделения «Единой России» 30 апреля должны завершить обсуждение своих предложений по модернизации партии. Федеральное руководство обсудит их в мае на партконференции «Единая Россия. Направление 2026». Инициатива модернизации или ребрендинга исходила от назначенного в декабре 2017 года секретарем генсовета «Единой России» Андрея Турчака.
Одно из самых распространенных предложений единороссов — предусмотреть в партийном уставе создание первичных отделений на предприятиях. «Наши организации расположены только территориально. Люди же просят, чтобы при каждом предприятии, как в советские времена, были какие-то партийные организации»,— сообщил глава удмуртского отделения Владимир Невоструев. Единороссы Приморского края также предлагают организовать «партийные группы по производственному принципу». «Это позволит повысить эффективность реализации партийных проектов с точки зрения выполнения задач, озвученных в послании президента, и значительно усилит проект "Партийная мобилизация" в следующем избирательном цикле»,— говорят в приморском отделении.
Ставропольские единороссы уверены, что следует «разрешить людям объединяться в партийные организации по месту их работы и даже по интересам».
Создание партийных организаций на предприятиях запрещено законом. В п. 9 ст. 4 закона «О политических партиях» говорится, что «структурные подразделения» партий создаются «только по территориальному признаку». Создание партотделений не допускается также в органах госвласти и местного самоуправления, в Вооруженных силах РФ, «в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях». Башкирское отделение «Единой России» предлагает изменить этот пункт закона и предусмотреть в нем «возможность создавать первичные отделения на производстве».
Единороссы считают необходимым усилить работу с молодежью. Новосибирский единоросс Василий Носков отметил, что сторонников необходимо готовить уже со школы, пока же эта работа, по его словам, никак не ведется. Лидер новосибирского отделения Валерий Ильенко добавил, что партии непросто доносить свои идеи и до студентов. «"Молодая гвардия" (МГЕР) у нас никакая и звать их никак,— раскритиковал он молодогвардейцев.— В области — 44 партийных отделения и всего 12 отделений МГЕР. Их работа не видна. МГЕР не является молодежным крылом партии». Депутат заксобрания Александр Морозов полагает, что МГЕР нужна идеология, как у комсомола. Раскритиковали «Молодую гвардию» и единороссы Коми, которые считают, что МГЕР «не в полной мере соответствует представлениям о том, как нужно взаимодействовать с подрастающим поколением». Партийцы предлагают выстроить вертикаль, которая бы обеспечила последовательную работу со сторонниками, начиная со школьной скамьи.
Еще одна инициатива отделения Коми — возрождение системы политинформации, которая работала в советское время. Единороссы полагают, что «профессиональные лекторы и агитаторы» могли бы проводить «информационные дни», встречаться с «трудовыми коллективами».
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил “Ъ”, что большинство «руководящих кадров единороссов воспитано при комсомоле, и к советскому же пытаются возвратиться». «Но в советское время была другая ситуация, на парткомах директора предприятий получали по полной программе. Сейчас это приведет только к усилению административного ресурса: прямо заявить, что ты состоишь в КПРФ, да еще и создать ячейку компартии — на большинстве предприятий это будет равносильно самоубийству»,— считает господин Соловьев.
Политолог Александр Кынев напомнил “Ъ”, что одним из мотивов запрета КПСС Конституционным судом в 1992 году было существование партийных отделений на производстве. «Запрет таких ячеек был одним из символов перестройки, видимо, единороссы об этом забыли. Похоже, партия инстинктивно движется к полутоталитарной системе и будет это делать. Это ничем хорошим не кончилось для КПСС, не кончится и для "Единой России"»,— заявил “Ъ” эксперт.
Также единороссы предложили создать приложение «Единой России» для смартфонов. В ставропольском отделении придумали для него название — «Партбилет». Член политсовета «Единой России» в Набережных Челнах (Татарстан) Евгений Ивлев предложил создать «партийную социальную сеть», которая бы «позволяла активизировать межличностное взаимодействие членов партии, обмен информации и практик». Также на местах считают нужным расширить перечень партийных проектов: в Иркутской области хотели бы добавить «Сельскую среду», в Орловской области — «Земский учитель». Приморские единороссы предложили сделать партийные взносы обязательными и «сохранить позиционирование "Единой России" как партии власти». В Пермском крае единороссы, напротив, полагают, что «от словосочетания "партия власти" нужно уйти и перейти к наименованию "партия путинского большинства"».
Андрей Турчак сказал “Ъ”, что «дискуссии об обновлении партии уже прошли в 55 регионах, в них приняли участие более 14 тыс. активистов и сторонников партии». По его словам, «предложения поступают самого широкого спектра: например, по созданию партийного проекта о развитии системы переработки мусора в стране». Итоги дискуссий поступают в исполком «Единой России», там они обрабатываются и формулируются в конкретные направления работы. «Решения по новым направлениям работы» будут приняты по итогам партконференции 18–19 мая, сказал “Ъ” секретарь генсовета «Единой России».