Первый раз в частный класс
Потребность в учебных местах предлагается закрывать негосударственными школами
Потребности образовательной системы в 7,4 млн учебных мест в школах до 2025 года можно закрывать по схеме частно-государственного партнерства местами в новых частных школах, вместо 2,8 трлн руб. бюджетных средств потратив около 800 млрд руб. С таким предложением вчера выступила корпорация «Российский учебник». Это первая в России идея увеличения доли частных школ в среднем образовании — проект передан социальному вице-премьеру Ольге Голодец, какие-либо решения по схеме будет принимать уже новое правительство.
Корпорация «Российский учебник», проект издательской группы «Дрофа-Вентана» (28% рынка образовательных материалов для общего образования), вчера представила на Неделе частно-государственного партнерства, проводимой фондом «Росконгресс», проект решения проблемы недостатка учебных мест в начальной и средней школе, ориентированный на срок до 2025 года. Сейчас ее предлагается решать за счет ведомственной программы Минобрнауки «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Программа, напомним, исходит из планового дефицита школьных мест до 2025 года в 7,4 млн единиц, до 2020 года она предполагает строительство более 1 тыс. новых школьных зданий и реконструкцию или капремонт около 2,3 тыс. школ с общими расходами в 2,8 трлн руб. (в среднем 1,9% федерального бюджета в год, на федеральном уровне планируется оплачивать 70% расходов, на региональном — 25%).
Идея «Российского учебника» заключается в решении этой проблемы через создание сети негосударственных школ в рамках механизма частно-государственного партнерства. Исходя из презентации корпорации, предполагается, что в этой схеме государство как публичный партнер будет инвестировать в проект реконструкции или строительства школы 33% его стоимости, погашая затем оставшуюся сумму в течение пяти–семи лет ежегодными траншами, покрывающими стоимость и недвижимости (остающейся в госсобственности), и образовательного процесса в школе, и дополнительных результатов по расширенным программам образования. Частный партнер, в свою очередь, должен инвестировать в строительство свои или кредитные средства (80% стоимости недвижимости) и обеспечить подготовку педагогов и инфраструктуры школы. Такая школа, по существу негосударственная (несмотря на владение ее недвижимостью публичным партнером), должна обеспечивать высокое качество образования в ней — в случае его снижения ежегодный платеж частному партнеру будет снижаться. В основу платежа предлагается заложить принцип подушевого финансирования образовательных организаций — тот же, что используется и сейчас, при этом негосударственные школы будут подчиняться общегосударственным стандартам образования: государство в этой схеме фактически передает часть среднего образования на аутсорсинг заинтересованным негосударственным структурам.
Начать проект «Российский учебник» предлагает с «пилота» стоимостью около 1 млрд руб., построив по этой схеме девять-десять новых школ до 2021–2022 года, и в дальнейшем масштабировать проект в регионах на 100–200 школ с дальнейшим выходом «на национальный уровень».
Причина интереса издательской группы к схеме достаточно очевидна: помимо прочего «Российский учебник» заинтересован в рынке для новых образовательных технологий. При этом в корпорации уверены, что ни строительство полностью частных школ на негосударственные средства, ни обременение девелоперов при комплексной застройке территорий обязательствами по строительству школ и детсадов не решит проблемы, стоящей перед государством, а механизмы ГЧП в этой сфере практически не применяются. Схема «Российского учебника» (проект передан Ольге Голодец) также потребует институциональных и законодательных преобразований — в частности, законопроектов, упрощающих ГЧП в сфере образования, образовательных стандартов нового поколения, коррекции функций надзорных органов. Шансы по крайней мере на обсуждение проекта в новом правительстве существуют: снижение затрат на восполнение дефицита мест в региональных школах на 30–40% в ближайшие годы сократит вполне реальные риски «школьного коллапса» к 2022–2023 годам в случае, если государственная программа школьного строительства не сможет получить полноценного финансирования. При этом «идеологические» стороны идеи могут вызвать проблемы: хотя государство в РФ прямо не настаивает на госмонополии в среднем образовании, идеи создания недекоративного и неэлитного частного сектора в этой сфере ранее никогда не обсуждались.