На авторынке не устояла «Крепость»

Toyota расторгла контракт с региональным дилерским холдингом

Российские автодилеры продолжают испытывать негативные последствия закончившегося год назад кризиса на авторынке. Так, с красноярским дилером «Крепость» (три центра Toyota и один Lexus) отказался работать импортер ООО «Тойота Мотор». В «Крепости» уверяют, что решение было неожиданным, дилер договорился о реструктуризации долгов с банками, просрочек по налогам и зарплате нет. Но импортер отмечает жалобы покупателей на задержку выдачи машин и превышение долговой нагрузки «Крепостью» вдвое от плановой. В отраслевом лобби «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) считают неприемлемым резкий односторонний разрыв дилерских контрактов, что сейчас является законной практикой.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

В начале апреля региональный автодилер ГК «Крепость» (три дилерских центра Toyota и один Lexus в Красноярске и Абакане) получил от импортера ООО «Тойота Мотор» извещение о расторжении контрактов с 26 апреля. С этого числа импортер прекратил принимать новые заказы на поставку «Крепости» машин и запчастей, объявил 25 апреля владелец и глава компании Александр Кангун. По его словам, это стало «полной неожиданностью»: на дату принятия решения у компании не было долгов по зарплате, налогам, а также просрочек по обязательствам перед банками-кредиторами. Помимо центров Toyota и Lexus в активы господина Кангуна входят центры Jaguar, Land Rover, Bentley, Porsche и Volvo в Красноярске, а также Kia и Mazda в Абакане.

Инвестиции в центры японских брендов составили более 2 млрд руб., сообщил дилер, не указав период. «Крепость» утверждает, что именно необходимость обслуживать и возвращать вложенные средства в строительство по стандартам Toyota «спровоцировало непростую финансовую ситуацию». Господин Кангун уверяет, что компания получила реструктуризацию от всех кредиторов. Сейчас дилер не может вывезти клиентские автомобили с центрального склада, в том числе предоплаченные, «Тойота Мотор» отказалась принимать заказы запчастей для гарантийных заказов. Дилер заявил, что продолжит сервисную поддержку и с 26 апреля организует центр урегулирования вопросов с клиентами. Господин Кангун считает, что импортер должен «понести материальную ответственность»: дилер оценит убытки и затем обратится в суд «за защитой прав компании и клиентов».

Несмотря на возобновившийся в марте 2017 года рост автопродаж в России, ряд дилеров, в том числе крупных, ушли с рынка. В частности, это крупнейшие холдинги «Независимость» и Genser. Участники рынка говорили “Ъ”, что связывают это с высокой закредитованностью дилеров и уменьшением доходности основного бизнеса — продажи машин. Источники “Ъ” не исключали, что на рынке еще есть игроки в зоне риска, которые могут не справиться с проблемами. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев оценивал число проблемных дилеров в 30%.

В «Тойота Мотор» “Ъ” заявили, что сотрудничали с ГК «Крепость» более десяти лет, и решение о разрыве контракта было «нелегким». Когда стало очевидно, что обязательства перед клиентами «системно не выдерживаются», импортер был вынужден прекратить сотрудничество. В «Тойота Мотор» утверждают, что дилер был уведомлен о критической ситуации еще шесть месяцев назад, но продолжал наращивать задолженности по поставкам автомобилей и количеству не выданных клиентам машин.

По словам импортера, дилерские центры «кКрепости» испытывали проблемы с 2016 года и «Тойота Мотор» работала с ними по согласованному плану восстановления бизнеса, но план не был выполнен со стороны дилера. Например, кредитная нагрузка была превышена вдвое по отношению к плану, с января импортер получил «несколько десятков» жалоб от клиентов из-за задержки выдачи машин и ПТС (в том числе с октября 2017 года). Кроме того, импортер отметил отсутствие у дилера запчастей, необходимых для выполнения обязательств по сервису.

На 26 апреля дилер полностью оплатил шесть машин, и они ему отгружены, еще более 50 автомобилей предоплачены частично (по договору требуют 100% оплаты дилером). Если «Крепость» внесет полную оплату за машины до 18 мая, то они также будут поставлены. Запчасти были оплачены в последний день действия договора и продолжают отгружаться. «Тойота Мотор» подчеркивает, что не знает залоговый статус этих машин и рекомендует будущим владельцам его выяснить в реестре залогов перед получением машин. В «Тойота Мотор» также добавили, что заинтересованы в регионе и уже объявили тендер на дилеров.

За ГК «Крепость» вступилась отраслевая ассоциация РОАД: она потребовала от «Тойота Мотор» пояснить ситуацию с расторжением в одностороннем порядке дилерских договоров и предложила переговоры о продлении контрактов. РОАД готова поддержать ГК «Крепость» в случае обращения в ФАС. Олег Мосеев заявил “Ъ”, что на рынке складывается «абсолютно неприемлемая ситуация», когда производитель, вопреки Кодексу автопроизводителя (добровольный документ, не имеет юридической силы), расторгает договор с добросовестным дилером в одностороннем порядке в кратчайшие сроки.

Проблема одностороннего расторжения договоров в краткие сроки впервые остро возникла у российских дилеров, когда с рынка в марте 2015 года ушла General Motors. Тогда американцы в один момент разорвали контракты в одностороннем порядке, пообещав компенсации (впрочем, их, по данным “Ъ”, получили далеко не все). В РОАД пытаются отрегулировать ситуацию: в апреле лобби подписало меморандум «о взаимопонимании» с импортерами, представленными Ассоциацией европейского бизнеса. Как рассказывал господин Мосеев в интервью “Ъ” 19 апреля, следующий шаг — на основе тезисов меморандума менять дилерские договоры, сейчас, по его мнению, дилеры находятся в более слабой позиции.

Глава одного из крупнейших дилеров «Фаворит Моторс» Владимир Попов рассуждает, что дистрибуторы должны предупреждать о расторжении договора минимум за полгода: «За меньший срок невозможно успеть отреагировать даже в операционном плане». Производители требуют инвестировать в обновление стандартов, строительство центров, продолжает он. «При этом производителям нужно понять простую вещь: дилерам нужно зарабатывать на инвестициях»,— говорит господин Попов. Когда автопроизводители в Китае ошиблись с оценкой рынка, они компенсировали дилерам инвестиции, но для РФ такой кейс сегодня выглядит фантастикой, говорит он. При текущих контрактах российский дилер находится в заведомо зависимом положении от импортера, несет ответственность за ошибки концернов и не вправе отказаться от инвестиций, заключает он.

Источник “Ъ” в одном из автоконцернов рассуждает, что финансовые проблемы «Крепости» связаны не с рынком или какими-то неподъемными требованиями импортера: по его мнению, напрасными и неокупленными для владельца ГК стали инвестиции в Bentley и Porsche под начало кризиса (дилер объявил об открытии центров в 2015 году и работает с ними до сих пор). Кроме того, владелец компании использовал доходы от дилерского бизнеса для развития непрофильных активов — речь идет в частности о недостроенной гостинице «Мариотт», продолжает собеседник “Ъ”. Сбербанк уже назначил дату аукциона для реализации гостиницы для снижения долга ГК.

Яна Циноева

Вся лента