Мир, труд, камера

Подмосковная система фотовидеофиксации заработала почти на полную мощность

В предстоящие праздники жителям Москвы и Московской области надо быть предельно внимательными на подмосковных дорогах: новые камеры появились почти в каждом населенном пункте. ГИБДД начала рассылку «писем счастья» за превышение скорости, высок риск также получить штраф за встречку и обочину. Всего в подмосковную систему фотовидеофиксации подключено примерно 1,2 тыс. стационарных и мобильных камер, 90% из них уже работают, до 1 мая начнут функционировать и остальные. Подмосковным жителям нововведения явно не нравятся: они уже сломали 11 треног с камерами, нанеся ущерб порядка 1,5 млн руб.

О подключении в систему фотовидеофисации новых комплексов, фиксирующих нарушения ПДД в Московской области, рассказал глава минтранса области Игорь Тресков. «Новость для кого-то приятная, для кого-то не очень»,— заявил он. На данный момент на областных дорогах (как регионального, так и федерального значения) установлено 1011 стационарных комплексов. Также работает 200 мобильных камер — как на базе треноги, так и на базе микроавтобуса. 90% всех комплексов уже применяются ГИБДД для вынесения «писем счастья», до 1 мая подключат все, пообещал господин Тресков. Он отметил, что еще год назад в области функционировало порядка 200 камер, теперь их стало в 5,5 раза больше.

Большая часть приборов — 924 — направлена на контроль скоростного режима, также они способны выявлять выезд на встречную полосу (штраф 5 тыс. руб. в случае автоматической фиксации) и выезд на обочину (штраф 1,5 тыс. руб.). 87 приборов мониторят перекрестки — проезд на красный свет, пересечение стоп-линии. Большая часть камер определяет нарушителей по видео (модель «Автоураган»), а значит, не «ловится» антирадарами. Приборы также способны фиксировать скорость по заднему номеру, а значит, в зоне риска находятся и мотоциклисты.

Конкретные трассы, где произошел наибольший прирост числа камер, в минтрансе области не называют. По данным “Ъ”, речь идет, в частности, о Пятницком, Егорьевском шоссе, трассе М5 «Урал» и других дорогах. Фактически в каждом населенном пункте в Подмосковье уже установлена камера — об этом свидетельствуют и появившиеся в большом количестве таблички «Фотовидеофиксация». Что касается мобильных камер, то, по словам господина Трескова, они будут перемещаться по области «в непредсказуемом алгоритме» и появляться «в самых неудобных местах».

По данным минтранса Подмосковья, в прошлом году в регионе было вынесено 3,4 млн штрафных постановлений, за четыре месяца 2018 года — уже 1,9 млн. «Цифра эта будет расти в геометрической прогрессии: нарушителей много,— заявил Игорь Тресков.— В случае превышения скорости непременно будет наложен штраф». Вероятность получения ошибочного штрафа крайне мала, заверил “Ъ” замминистра транспорта области Игорь Королев: применяется специальная система отслеживания каких-либо отклонений в работе камер, при малейшем подозрении (или жалобе гражданина) комплекс отключается на проверку на 15 суток. Если оператор увидит, что какая-нибудь «Газель» или грузовик ехали со скоростью 120 км/ч, то это тоже станет поводом для проверки. Также по дорогам курсируют специальные машины, которые регулярно сверяют показания спидометров с показаниями камер.

Интересно, что расширение числа комплексов уже спровоцировало протест водителей: с 4 апреля зафиксировано 11 случаев вандализма в Балашихе, Наро-Фоминске, Солнечногорском районе и других местах: граждане ломали треноги с камерами и нападали на операторов. Ущерб составил порядка 1,5 млн руб. По всем случаям уже разбирается полиция, пояснил замминистра транспорта области Игорь Королев: все это может быть следствием неправильного восприятия населением концессионного соглашения, в рамках которого наращивается парк камер.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Напомним, подмосковные власти использовали нестандартный способ увеличения числа комплексов, заключив концессию с частной компанией «МВС Груп» (соглашение было заключено в 2016 году). Раньше большая часть комплексов закупалась либо за деньги МВД, либо на средства региональных бюджетов. Дорожные камеры приводят к снижению аварийности, но не все бюджеты могут себе позволить оборудование. «МВС Груп» камеры установила за свой счет, передала оборудование на баланс области, эксплуатирует и обслуживает приборы, а вложенные инвестиции (порядка 4,9 млрд руб.) возвращает, получая 233 руб. с каждого оплаченного нарушителями штрафа. По такой формуле в 2017 году компания получила порядка 250 млн руб., о чем ранее сообщал “Ъ”. «Никакие частники на камерах не зарабатывают, это бред, все комплексы находятся в государственной собственности,— заявил Игорь Тресков.— Штрафы выносит только ГИБДД». Гендиректор «МВС Груп» Михаил Алехин в разговоре с корреспондентом “Ъ” отметил, что возврат инвестиций происходит из бюджета области. Эффективность бизнес-модели, заложенную в концессионном соглашении, можно будет оценить не раньше чем через год, отметил он.

Сломанная тренога с мобильной камерой

Фото: Министерство транспорта Московской области

Скоро увеличится парк камер и в Москве: сейчас их в городе чуть менее 1,5 тыс., а к концу года будет более 2,5 тыс., включая мобильные «Паркрайты», о чем сообщал “Ъ”. Комплексы установят на трассах с высоким уровнем аварийности: на МКАД, Дмитровском шоссе, шоссе Энтузиастов, Ленинском проспекте и других магистралях. Несколько сотен приборов планируется поставить на перекрестках для наказания водителей, не желающих пропускать пешеходов. Тендеры по закупке оборудования ожидаются в мае, тогда же будет известен и объем необходимого финансирования: Москва, в отличие от области, берет камеры в аренду и ничего владельцам оборудования не платит с каждого штрафа.

Тем временем в ближайшее время, вероятно, по инициативе ГИБДД России произойдет глобальная «настройка» и доработка системы фотовидеофиксации нарушений ПДД по всей стране. Несколько дней назад в Госавтоинспекции прошло совещание с участием руководства главка, столичного ЦОДД и подмосковного Минтранса, общественных деятелей и юристов. Обсуждались самые проблемные вопросы, связанные с фотовидеофиксацией, в том числе сложность отстаивания прав водителей, получивших ошибочный штраф. Глава ГИБДД Михаил Черников в ходе совещания признал, что реальное количество ошибок, которые допускают комплексы, установить невозможно (по официальным данным, в 2017 году обжаловано только 0,5% штрафов с камер из 83 млн постановлений), потому что граждане не хотят тратить время на отмену штрафов — слишком сложная процедура. По оценкам «Синих ведерок», на обжалование одного 500-рублевого штрафа нужно потратить примерно 3 тыс. руб. с учетом временных затрат. В Госавтоинспекции сейчас думают над созданием удобного механизма для решения этой проблемы. Но пока до конца не ясно, какие данные граждане могут представить для гарантированного доказательства невиновности. Обсуждаются такие сценарии: сохранение видеозаписей всех проездов под камерами (в Москве такой вариант просчитывали — дополнительные серверы обойдутся примерно в 20 млрд руб. только для столичной системы), запись раскадровки проезда машины, состоящей из пяти-десяти снимков, по которым теоретически можно вручную вычислить скорость машин, создание специальной методики для проверки работы камеры по запросу граждан.

Интересно, что в ходе совещания руководство ГИБДД несколько раз отмечало, что скоростной режим на дороге необходимо выбирать исходя из требования знаков и ПДД, а не прибавляя 20 км/ч к ограничениям, как это делают большинство водителей. Именно этот 20-километровый «зазор» изначально был введен для «подстраховки» на тот случай, если камера ошибется.

Иван Буранов

Почему водители пожаловались в прокуратуру на ЦОДД

В марте сообщалось, что прокуратура Москвы, возможно, проведет проверку в связи с отсутствием на некоторых участках МКАД информационных табличек, информирующих о работе дорожных камер. В надзорное ведомство пожаловалась Федерация автомобилистов России (ФАР), по мнению которой московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) нарушил законодательство, не установив таблички перед каждым комплексом, как это требуется по ГОСТу. В ЦОДД “Ъ” пояснили, что стандарт, на который ссылается ФАР, вообще-то необязателен для применения, но в Москве предупреждающие таблички все же ставятся, но не повсеместно.

Читать далее

Вся лента