Без навигатора вокруг света
В Golden Globe Race 2018 примет участие яхтсмен Игорь Зарецкий
1 июля во французском порту Ле-Сабль-д`Олон стартует Golden Globe Race 2018 — парусная кругосветная безостановочная гонка одиночных яхт. Она будет проводиться по правилам 50-летней давности, то есть без использования каких бы то ни было современных технических средств. Среди 19 участников — 66-летний Игорь Зарецкий, первый российский яхтcмен, который в 2010 году одержал победу в одиночной трансатлантической гонке Jester Challenge.
Golden Globe Race 2018 — беспрецедентное событие для современного парусного спорта. Дело в том, что, в отличие от других кругосветок, она будет проводиться по особым, можно сказать, уникальным для XXI века правилам. Они практически полностью соответствуют условиям Golden Globe Challenge — первой одиночной гонки под парусом без посторонней помощи, заходов в порты и подходов к берегу, которая состоялась ровно 50 лет назад. Первый приз в размере £5 тыс. тогда выиграл британец Робин Нокс-Джонстон, преодолевший дистанцию на десятиметровом двухмачтовом судне и посвященный в 1995 году в рыцари. Из девяти стартовавших финишировать удалось только ему, поскольку семь участников гонки сошли с дистанции, а еще один пропал без вести в Южной Атлантике.
Основателем и президентом нынешней гонки является австралиец Дон Макинтайр. Победитель регаты получит £40 тыс., второе место оценивается в £20 тыс., третье — в £10 тыс., четвертое — в £5 тыс. Согласно регламенту, во время состязания (его продолжительность составит от девяти до десяти месяцев) шкиперы обязаны использовать только те технические средства, которые были в наличии полвека назад,— секстан, обычные бумажные навигационные карты, механический хронометр. Запрещается применение не только GPS-навигации и современной электроники, но даже обычного калькулятора, а также цифровой фото- и видеоаппаратуры. С командой на берегу и другими участниками разрешена только коротковолновая радиосвязь. Лишь в целях обеспечения безопасности на яхтах будут установлены GPS-трекеры для отслеживания местоположения и аварийные радиобуи. Спутниковый телефон, который все же будет присутствовать на борту, может использоваться только для обеспечения еженедельного контакта с оргкомитетом. Специальные требования предъявляются к яхтам. Это должны быть лодки классического дизайна с длинным килем, построенные до 1988 года без использования высокотехнологичных материалов.
Свой конкретный маршрут прохождения дистанции шкиперы определяют самостоятельно с учетом погоды. В то же время известны определенные точки, которые яхты должны пройти обязательно. Вскоре после старта, который намечен на 1 июля во французском порту Ле-Сабль-д`Олон, участники возьмут курс на юг мимо островов Зеленого Мыса к мысу Доброй Надежды. Затем, держась севернее 45-й широты, чтобы не попасть в наиболее опасную с точки зрения штормов зону, они поплывут в сторону Австралии, которую пройдут с южной стороны. После этого им предстоит преодолеть южную часть Тихого океана и, обогнув мыс Горн, отправиться на север по Атлантическому океану, чтобы вернуться к месту старта. В трех точках — вблизи Канарских островов, в Штормовом заливе около острова Тасмания и около Фолклендских островов — шкиперы смогут перебрасывать на специальные суда аудио- и видеоматериалы, отснятые пленочной аппаратурой (в частности, видеокамерой формата Super 8), а также письма.
По правилам, разработанным организаторами, в гонке могут выступить не более 30 человек. Был момент, когда количество заявок на участие достигло полутора сотен, однако выполнить жесткий регламент Golden Globe Race, в том числе в финансовом плане (перед стартом каждый участник обязан сделать взнос в размере $10,5 тыс.), оказалось под силу далеко не всем. Поэтому 1 июля из французского порта Ле-Сабль-д`Олон, где один раз в четыре года начинается кругосветка Vendee Globe, примут старт 19 спортсменов. Это четыре француза (в том числе самый возрастной участник Жан-Люк Ван ден Хееде, которому к моменту начала гонки будет 73 года), три представителя Великобритании (в том числе единственная женщина Сьюзи Гудэлл), два австралийца и по одному представителю России, Индии, Норвегии, Италии, Ирландии, США, Нидерландов, Финляндии, Эстонии и палестинец.
66-летний ярославский яхтсмен Игорь Зарецкий, чья заявка была одобрена организаторами Golden Globe Race,— личность для российского парусного спорта уникальная. Именно он в 2010 году стал первым отечественным спортсменом, победившим в трансатлантической гонке Jester Challenge, после чего через несколько месяцев перенес инфаркт. По словам господина Зарецкого, который встретился с журналистами на специальном мероприятии в пресс-центре «Российской газеты», участие в Golden Globe Race — мечта его юности. В кругосветное путешествие он оправится на яхте «Эсмеральда» 1980 года постройки длиной 35 футов (около 10,5 м) и водоизмещением 8 тонн, которая в рамках регламента была полностью модернизирована в испанском Аликанте.
С собой на борт Игорь Зарецкий возьмет сублимированные продукты швейцарского производства, свою любимую гречневую кашу и тушенку из оленины, а также большое количество сигарет. По опыту участия в трансатлантической гонке в день ему будет требоваться около 2 л воды (кроме двух емкостей на 660 л «Эсмеральда», согласно условиям гонки, будет оснащена специальным приспособлением для сбора дождевой воды). Спать придется не более 30 минут подряд, и господин Зарецкий не скрывает, что с физическим утомлением могут быть связаны проблемы, но к ним, по его словам, он готов.
Отметим, что к участникам гонки предъявляются особые требования по части экологии. Например, на борту запрещено использование пластиковых бутылок и пакетов, а все упаковочные материалы после финиша должны быть предъявлены организаторам согласно описи, сделанной перед стартом. По словам издателя парусного журнала Yacht Russia Василия Сенаторова, выступающего главным партнером господина Зарецкого, общая стоимость всего проекта составляет несколько сотен тысяч евро.