«Мумий Тролль» вскрылся в деталях
«Вечерний чай» дебютировал в Москве
Концертная программа «Вечерний чай», последовавшая за релизом нового альбома группы «Мумий Тролль» «Восток х СевероЗапад», была посвящена не ему, а, скорее, исторической памяти и аналоговому звуку. Борис Барабанов побывал на премьере программы в Crocus City Hall.
«Мумий Тролль» относится к числу групп, для которых сыграть «акустический» концерт или «концерт с оркестром» — значит расписаться в слабости, в недостатке нового актуального материала, в желании еще раз продать старые песни. Программа «Вечерний чай» — первый эксперимент подобного рода со времен «Необыкновенного концерта» 2000 года. Акустической новую программу точно нельзя назвать. Ну а оркестровые аранжировки Илья Лагутенко «протроллил» в рекламе новой программы, специально указав, что это концерт «без симфонического оркестра». Скорее, это была реставрация звука, памятного по альбому «Меамуры» (2002) и по концертам в поддержку саундтрека к фильму «Похитители книг» (2003).
Долгие годы, играя в стадионном звуке, музыканты просто не могли найти места в сет-листе для этого материала, но явно по нему скучали. В итоге, к радости фанатов, «Мумий Тролль» вспомнил и «Глубже», и «Плюс 28», и «Таких девчонок» — прозрачные, легкие пьесы. К ним добавились разреженные, словно надышавшиеся океанского воздуха, версии боевиков «Утекай», «Девочка» и «Дельфины». Корреспондент “Ъ” не смог вспомнить, когда в последний раз он слышал на концерте «Мумий Тролля» песню из альбома «Слияние и поглощение» (2005) «Непокой». Между тем она оказалась едва ли не центральной композицией новой программы. А следом за ней группа сыграла песню из фильма «Елки-5» «С любимыми не расставайтесь» — вольный парафраз знаменитой «Баллады о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Если «Непокой» был упражнением в арт-роке с элементами электроники, то в «Любимых» «Мумий Тролль» намеренно усилил ностальгическую советскую интонацию.
За тонкости аранжировок в новой программе «Мумий Тролля» отвечал музыкант латвийской группы Instrumenti Шипси (Янис Шипкевич). В начале 2010-х Instrumenti были самой многообещающей группой Балтии, ей прочили судьбу новых Brainstorm, тем более что старшие коллеги активно участвовали в продвижении земляков. Для прорыва на русскоязычном пространстве им не хватало только песни на русском языке. Но Instrumenti остались верны своим территориям. На последнем альбоме «Atkala» (2017) у них даже на английском языке песен нет, все только на родном.
И это при том, что с русским языком у Шипси все в порядке. Среди множества ролей, которые он сыграл в «Вечернем чае», была и роль бэк-вокалиста. Электроника размножала его голос до состояния настоящей соул-группы. В том, как он вторил Илье Лагутенко, чувствовались и вкус, и ирония. Шипси носился между синтезаторами, сэмплерами, гитарами и роялем, генерируя то хитрый электронный саунд, то нарочитый вычурно-эстрадный. К песне «С любимыми не расставайтесь» просился комментарий конферансье: «У рояля — Раймонд Паулс».
Илья Лагутенко построил весь «Вечерний чай» на деталях. На авансцене находился студийный ленточный магнитофон, который иногда, например во время песни «Непокой», включался в режиме записи. «Аналоговый» подход к музыке был важной частью работы над новым альбомом «Мумий Тролля» «Восток х СевероЗапад», так что «Вечерний чай» стал продолжением этой темы: подмостки-экран напоминали о музыкальных телепрограммах 1980-х, а зеркало, нависавшее над сценой,— о самом камерном туре Жан-Мишеля Жарра.
Музыканты то и дело, особенно в первой части шоу, менялись инструментами, подчеркивая, что любой разговор о «новом звуке» всего лишь игра, а на первом месте — сама песня.
Однако назвать звук программы «Вечерний чай» ретроградским было бы неверно. В конце концов в составе «Мумий Тролля» есть целый продюсер Александр Холенко, в распоряжении которого весь спектр современных устройств, генерирующих и обрабатывающих электронный саунд. Он не уставал напоминать о себе, добавляя в песни краски 2010-х при помощи свежайших звуковых эффектов. Но эмоционального пика концерт достигал, когда сквозь выдумки Ильи Лагутенко и его коллег вдруг пробивался звук прямо из оригинального альбома, будь то одинокий клавишный аккорд в «Утекай» или вся конструкция песни «Невеста». От действа в целом осталось ощущение «нормального концерта», которого не было, например, на гораздо более помпезных прошлогодних выступлениях группы в честь 20-летия альбома «Морская». Захотелось вдруг, чтобы еще кое-кто из увязших в экспериментах ровесников Ильи Лагутенко вот так же вот вышел и сыграл нормальный концерт. Уже пора.