CAS не опроверг сочинскую допинг-схему
Новые показания Григория Родченкова не изменили жесткую позицию спортивного арбитража
Информатор Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григорий Родченков, как вчера сообщили СМИ, в ходе допроса во время рассмотрения в Спортивном арбитражном суде (CAS) дел лыжника Александра Легкова и бобслеиста Александра Зубкова якобы отказался от некоторых прежних показаний, на которых и было выстроено российское допинговое дело. CAS действительно критически оценил показания господина Родченкова и удовлетворил апелляцию Александра Легкова, однако на самом деле господин Родченков от своих показаний не отказывался. Более того, в решении CAS есть пункт, значительно ухудшающий положение России в допинговом скандале. Суд отметил, что есть «существенные доказательства того, что допинговая схема во время Игр в Сочи существовала и работала».
В минувший понедельник CAS опубликовал мотивировочные части решений по делам двух российских спортсменов — лыжника Александра Легкова и бобслеиста Александра Зубкова. Напомним, в конце прошлого года Международный олимпийский комитет (МОК) за допинговые нарушения аннулировал результаты, показанные спортсменами в Сочи в 2014 году, и пожизненно отстранил их от участия в Играх. Господа Легков и Зубков опротестовали вердикт МОК в CAS, и не без успеха. Так, решение о дисквалификации Александра Легкова, чемпиона Сочи в гонке на 50 км, было отменено полностью (в начале апреля спортсмен объявил о завершении международной карьеры). Что касается Александра Зубкова, то две золотые медали Сочи-2014 ему не вернули, зато отменили запрет на участие в Олимпиадах.
В ходе рассмотрения дела CAS допросил в том числе и бывшего главу Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Напомним, именно на показаниях беглого химика Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и построило «российское дело». В ряде отечественных СМИ слова господина Родченкова внезапно вызвали большой интерес. В частности, утверждалось, что информатор WADA в ходе допроса (он проводился через Skype) путался в показаниях и даже опроверг ряд своих прежних утверждений.
Суд действительно критически оценил показания господина Родченкова. В решениях CAS отмечается, что заявления свидетеля применительно именно к делам господ Легкова и Зубкова часто не подкреплены фактами, а потому не могут считаться абсолютно надежными и должны рассматриваться в совокупности с иными материалами дел.
Однако утверждать, что господин Родченков отказался от каких-то своих показаний, все же не стоит. Напротив, Григорий Родченков снова повторил все ключевые заявления, касающиеся предполагаемого существования в России спонсируемой государством допинг-системы, опять обвинив в ее создании как руководство Министерства спорта РФ, так и представителей ФСБ.
Новостью же стали ответы Родченкова на вопросы о том, видел ли он лично, как спортсмены подменяли пробы или принимали допинг.
Свидетель, как говорится в решении суда, показал, что, во-первых, никогда лично не распространял «коктейль "Дюшес"» (разработанная Григорием Родченковым смесь из трех запрещенных препаратов), во-вторых, никогда не видел, как спортсмены употребляют «Дюшес», в-третьих, не был свидетелем того, как спортсмены или тренеры получают инструкции по применению «коктейля».
Также Родченков показал, что не видел, как атлеты заготавливали чистые образцы мочи, подменяли допинг-пробы, не видел, чтобы пробирки с пробами вскрывались и повторно закрывались, не знает, каким именно способом пробирки вскрывались. Кроме того, господин Родченков пояснил, что в состав «Дюшеса» входили тренболон, оксандролон и метанолон. При этом в докладе независимого эксперта WADA Ричарда Макларена приводились слова Родченкова о том, что в «Дюшес» содержал не метанолон, а метастерон. Господин Родченков объяснил расхождения в показаниях опечаткой.
Отметим, что Григорий Родченков никогда не утверждал, что видел, как спортсмены подменяют пробы, или заготавливают мочу, или еще что-то в этом роде. Это, надо сказать, было бы странно для главы лаборатории, в распоряжении которого было достаточно сотрудников, способных осуществить такую работу. Тем не менее реакция на слова Родченкова получилась громкой. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что «ситуация заставит различные организации еще раз очень серьезно посмотреть на предтечу тех или иных решений, которые они принимали в отношении наших спортсменов».
Тем не менее, если внимательно ознакомиться с вердиктами CAS, окажется, что шансы на улучшение положения российской стороны в допинг-скандале не так велики.
Ведь арбитраж счел необходимым включить в решения по делам Александра Легкова и Александра Зубкова пункт, в котором говорится, что он не рассматривал наличие или отсутствие допинговой схемы в Сочи, «несмотря на то что суд признает, что есть существенные доказательства того, что система существовала и работала». В CAS пояснили, что сам факт существования допинговой системы не означает, что все спортсмены были к ней причастны (что и позволило оправдать Александра Легкова), но это частность, которая может помочь отдельным спортсменам добиться пересмотра своих дел. Однако сам факт признания CAS функционирования допинг-системы, на отрицании существования которой и строится защита российской стороны, дает сторонникам жесткого курса в отношении российского спорта сильные козыри.