«Не нужно быть вторым Демной»
Креативный директор Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония о судьбах грузинской моды
Бейонсе, Кети Перри, Ники Минаж и Леди Гага носят одежду грузинских дизайнеров, организаторы главной выставки мужской моды Pitti Uomo пригласили Грузию в качестве почетного гостя, а недавно стало известно, что в Тбилиси в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi, которая пройдет с 3 по 7 мая, едет Гоша Рубчинский представлять в одном из лучших техно-клубов Европы, Bassiani, свой проект Rassvet Records. Впечатляет, даже если не упоминать грузина Демну Гвасалию, который бьет все рекорды продаж, управляя брендом Balenciaga. Об ажиотаже вокруг Грузии и о громких событиях в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi в интервью «Коммерсантъ Стиль» рассказала София Чкония, креативный директор и основатель MBFWT.
«Показы будут проходить прямо на арене»
В этом году неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi проходит в историческом здании цирка. Его построили в 1940 году на возвышенности в районе Сабуртало. Показы будут проходить прямо на арене. Там же есть огромное пространство для шоу-рума. Но многие дизайнеры решили, что будут устраивать свои шоу на других площадках. Самая экзотическая у Situationist: они выбрали женскую колонию. Для нас это усложняет процесс организации, но, с другой стороны, это говорит о том, что творческий процесс идет в правильном направлении. Некоторые дизайнеры устраивают не привычные показы, а перформансы. Заявок получаем очень много, но в программу включаем единицы. Я потрясена, насколько у нас в стране много талантливых молодых художников и дизайнеров, которые делают удивительные инсталляции и могут поставить действительно стоящий перформанс. Расписание, конечно, не резиновое, поэтому я не исключаю, что мы эту историю вынесем в отдельный проект.
«Для нас очень важно развивать именно местных дизайнеров»
В рамках первых пяти сезонов Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi мы приглашали много украинских (и не только) дизайнеров к участию. Расписание шестого и седьмого, нынешнего сезонов мы строили только из показов грузинских брендов. Для нас очень важно развивать именно местных дизайнеров. Для этого мы запустили и наш шоу-рум, который работает все пять дней недели. Некоторые дизайнеры делают аксессуары и украшения, поэтому им формат показов не подходит совсем. А шоу-рум — то, что нужно. К тому же в шоу-руме есть шанс показывать свои коллекции не только у грузинских дизайнеров — география очень разнообразная! Для байеров и журналистов это очень удобная схема работы. В этом сезоне шоу-рум будет очень масштабный и интересный.
«Искать финансирование стало проще»
За последние пару лет грузинские дизайнеры очень подтянули свой уровень: обращают внимание на качество материалов, заключают договоры с итальянскими и французскими поставщиками. Ищут хороших конструкторов, производства. Искать финансирование стало проще, потому что в моде увидели потенциал инвесторы.
В этом году мы добились невозможного: Министерство экономики Грузии наконец заинтересовалось грузинской модной индустрией и увидело в ней потенциал, и во многом благодаря грантам мы смогли поехать на миланскую выставку Pitti Super в феврале и сможем поехать на Pitti Uomo с 11 по 15 июня. Конечно, это не так просто — в Грузии мужская мода не так развита, как женская, но есть несколько действительно интересных брендов, к тому же многие давно делают унисекс-коллекции. Так что нам все-таки есть что показать.
Очень много и тех, кто вдруг решил стать дизайнером. Правда, однодневок мы стараемся отсеивать сразу
Конечно, индустрия моды в Грузии еще очень молодая. Есть проблемы с получением образования (единственный факультет дизайна есть в Художественной академии). Очень жаль, ведь талантливых ребят очень много! Им приходиться искать гранты в европейских и американских вузах. Возможно, в будущем что-то изменится. Очень много и тех, кто вдруг решил стать дизайнером. Правда, однодневок мы стараемся отсеивать сразу.
Еще один важный момент в рамках недели моды MBFWT — мастер-классы, которые мы устраиваем. В этом году у нас два важных спикера. Сара Соццани Майно, руководитель направления Vogue Talents, расскажет о том, как правильно создавать свои портфолио. И представители Европейской школы дизайна расскажут, как и чему учат на дизайнерских курсах.
«Гоша Рубчинский сам предложил нам устроить в рамках недели public-talk»
И мы, конечно, очень рады, что именно нас он выбрал для презентации своего проекта Rassvet Records. 3 мая будет большой public-talk в Bassiani, а 5 мая — вечеринка там же. Недавно Гоша объявил, что закрывает свой модный бренд Gosha Rubchinsky в существующем формате. Что будет дальше, пока не знает никто. Его эстетика городских окраин 1990-х вызывает неподдельный интерес у всего мирового сообщества. Думаю, что наш public-talk — отличная возможность задать Гоше любые вопросы относительно его планов на будущее и получить развернутые ответы.
«Всем нужен уникальный талант»
Больше всего меня расстраивает, когда грузинские дизайнеры пытаются быть вторым Демной. К счастью, эта тенденция идет на спад. В том числе благодаря критикам, которых я всегда просила писать честно об увиденном. Никто не хочет видеть «вторых» и «третьих», всем нужен уникальный талант. И байерам, и журналистам. Я совершенно точно знаю, что любые появления звезд в одежде или с аксессуарами грузинских дизайнеров — заслуга персональных стилистов. Дизайнеры не дарят и, конечно, ничего не платят за появления. Все это происходит благодаря неделе моды и последующим публикациям о брендах и дизайнерах.
Первые три сезона было невероятно трудно уговаривать байеров приехать. Я буквально умоляла их приехать и брала все расходы на себя. Искала под их приезд спонсоров. Сейчас ситуация кардинально изменилась: и журналисты, и байеры уже включили неделю MBFWT в расписание и едут за свой счет. Некоторые бренды великолепно продаются — Situationist, Anouki, например. Их закупают крупные европейские универмаги — Brown`s, ЦУМ и многие другие.
Самый правильный путь, на мой взгляд и взгляд критиков, для наших дизайнеров — использовать культурное наследие Грузии, наши традиции, фильмы, искусство. Никто не говорит, что надо копировать народные костюмы, но элементы можно использовать с умом. Дизайнеры же боятся скатиться в пошлость и банальность. Хотя есть несколько брендов, которые умеют с этим работать, и я надеюсь, что мы сможем включить их в следующем сезоне в наше расписание.