«То, что ЦБ признал наличие рисков, — это позитивный момент»
Константин Максимов — о решении регулятора
Рубль укрепился к майским праздникам. К закрытию торгов в пятницу доллар стоил чуть более 62 руб., евро — около 75 руб. Национальную валюту поддержали сразу несколько новостей. Так, Олег Дерипаска согласился выполнить требование американского Минфина и покинуть совет директоров, сократив долю в компании En+, через которую он контролирует «Русал». Кроме того Банк России, как и предполагал рынок, оставил процентную ставку без изменений. Что будет с рублем дальше? Об этом — экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Константин Максимов.
Центральный банк Российской Федерации в пятницу принял то решение, которое ждал рынок, — ставка осталась без изменений, 7,25%. Интересно посмотреть на действия регулятора во временной ретроспективе: ведь получается, что в декабре он удивил рынок, снизив ставку сразу на 50 базисных пунктов, а потом с учетом последнего пятничного заседания три раза подряд принимал ровно то решение, которое ждал рынок.
Я бы отметил здесь несколько моментов, которые, на мой взгляд, отвечают сейчас запросам населения — даже не узкого круга профессионалов, а более широкого круга потребителей. Дело в том, что Центральный банк нам понятным языком начинает объяснять тот уровень ставки, при котором регулятор перестанет идти на снижение. И несмотря на то, что диапазон в 6-7% нейтральной, как ее называют в ЦБ, ставки сохранен, тем не менее, ввиду тех рисков, которые теперь присутствуют на рынке, граница сдвинулась к верхнему рубежу, то есть к 7%. Как теперь трактуют это профессиональные участники, как трактует это рынок?
Дело в том, что Центральный банк, взяв паузу, идет очень хорошим курсом — неслучайно российский рубль реагирует на все произошедшее серьезным и ощутимым ростом, опять же, учитывая динамику последних дней до пятницы. Ведь то, что сейчас ЦБ признал наличие рисков, — это также позитивный момент с точки зрения и профессионалов, и простых потребителей. Кроме того, комментируя дальнейшие действия Центрального банка Российской Федерации, игроки говорят, что, возможно, будет снижение, и не одно. Инвестиционные дома пересматривают свои взгляды. При этом любопытно то, что российский сегмент инвестбанкиров придерживается той точки зрения, что снижение процентной ставки произойдет уже на июньском заседании Центробанка. Западные игроки скорее придерживаются взгляда, что его стоить ждать в сентябре.
Тут я отметил бы еще такой момент — недаром Эльвиру Набиуллину признавали лучшим руководителем Центробанка в мире. Сейчас, пользуясь вновь принятым подходом к объявлению процентных ставок, ее многие ругают за фактическое следование примеру Федерального резерва, но в этом есть очень большой и позитивный момент.
Стоит отметить, что в российском ЦБ проводится два типа заседаний: опорное — когда после решения проходит пресс-конференция, и, условно говоря, закрытое. Вот прошедшее 27 апреля заседание было именно таким — мы только лишь узнали ставку, и все. Получается, что регулятор, взяв сейчас некую паузу, на заседании, которое состоится 15 июня, может озвучить свою позицию. То есть на пресс-конференции он устами Эльвиры Набиуллиной объяснит нам с вами тот эффект, который ожидается от ослабления российского рубля, новых российских санкций, всех тех негативных макроэкономических последствий, которые российский рынок и российский Центральный банк получил, как говорят, в руки.
Но та позитивная реакция, которую мы сейчас видим в краткосрочном плане, для многих профессиональных участников рынка не столь очевидна для среднесрочной и долгосрочной. С другой стороны, я бы также подчеркнул важность целого ряда внешних сигналов, потому что геополитический фон меняется буквально каждый день, и вопрос ослабления антироссийских санкций стоит в ближайшей повестке следующих нескольких дней. Так что изменение этого фона с учетом того, что Центральный банк сможет взять паузу и прийти к этой так называемой нейтральной денежно-кредитной политике темпами, пусть и низкими, должно заставить рынок переоценить свои позиции. И очень может статься так, что в отсутствие каких-то серьезных дополнительных шоковых сценариев российский рубль пойдет скорее к отметкам 60, может быть, 61, нежели 65.