Ключи шифрования взламывают «закон Яровой»
Могут ли в Госдуме пересмотреть правила работы с сервисами
Депутаты Госдумы разделились во мнениях, стоит ли менять «закон Яровой» из-за трудностей с блокировкой Telegram. Действия Роскомнадзора в пятницу затронули крупные IT-компании. «Яндекс» и «ВКонтакте» раскритиковали надзорное ведомство за то, что их сервисы были недоступны для пользователей, хотя к Telegram сервисы не имеют никакого отношения и призвали пересмотреть методы работы. Однако юристы отмечают, что решить проблему может только изменение законодательства. Пойдет ли на это Госдума? Об этом — Иван Якунин.
Еще две недели назад на действия Роскомнадзора жаловались только владельцы небольших компаний. Из-за блокировки Telegram пользователи не могли воспользоваться их сервисами, и бизнесмены массово заявляли об этом прессе, но никакой поддержки со стороны официальных структур не последовало. Затем настала очередь Google и Amazon. Теперь в списке пострадавших — российские «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники». Их представители подчеркнули, что это удар не только по всему рунету, но и по экономике страны.
В связи с этим возник вопрос — не пора ли пересмотреть действующее законодательство? Ведь передать ключи шифрования ФСБ потребовала , основываясь на «законе Яровой», который вступил в силу 20 июля 2017 года.
Но, по мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, проблема не в конкретной юридической норме, а в общем подходе законодателей: «Текущее законодательство по предъявлению требований к сервисам не может быть реализовано технически. Сейчас у нас происходит ограничение по доступу к информации для граждан Российской Федерации.
Речь нужно вести о прекращении формирования самой противоправной информации.
Вместо того чтобы требовать ключи от сервисов, наоборот, нужно предъявлять к ним требования по шифрованию данных».
В Роскомнадзоре после громких заявлений поспешили объясниться и заявили, что специально ничего не блокировали, а в массовых сбоях виноваты зарубежные компании, позволяющие Telegram обходить запрет. После этого министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов засомневался в эффективности инструментов, которыми пользуется ведомство.
Таких же взглядов придерживается зампред комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко. По его мнению, менять законодательство не стоит: «Нужно совершенствовать инструмент реализации законодательства. В нем, в принципе, нет ничего такого крамольного. Если Роскомнадзор является органом, который контролирует это направление, он должен это как-то проработать. Если судебные приставы приходят в конкретную квартиру, то соседи ни в коем случае не должны страдать».
В пятницу стало известно и о первом иске к ведомству Александра Жарова. Его подал бизнесмен Александр Вихарев — пользователи не могли воспользоваться его платформой по привлечению инвестиций, и теперь он просит возместить ему 5 млн руб. Правда, в интервью «Коммерсантъ FM» господин Вихарев признался, что для него важнее не получить компенсацию, а открыто рассказать о проблемах, которые испытывает бизнес.
В комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству на этот сигнал не отреагировали. Его председатель Сергей Жигарев, кажется, не сразу понял, почему его спрашивают про Telegram: «Я по этой теме, к сожалению, ничем вам помочь не могу. Это скорее вопрос к работе Роскомнадзора. Бизнесмены жалуются правильно. Пускай руководство ведомства что-то меняет».
Заместитель Сергея Жигарева Николай Арефьев высказал другую точку зрения. Депутат от КПРФ заявил, что законодательство давно пора пересмотреть, и последние события только подтверждают этот тезис: «Слишком наши власти боятся "тележного скрипа". Люди, несведущие в IT-технологиях, лезут со своими законами. Я считаю, что, естественно, нужно пересмотреть этот "пакет Яровой"».
Соавторы нашумевшего закона — депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров — были недоступны для комментария. Некоторые их коллеги наотрез отказались отвечать на вопрос о необходимости менять законодательство, не объяснив своего решения, но попросив отнестись к этому с пониманием.
По оценке компании Flexbby Solutions, из-за действий Роскомнадзора российские компании в течение нескольких месяцев
могут потерять почти $1 млрд.