«Развлекали народ и повышали политический градус»
Технологи обсудили президентскую кампанию и дали прогнозы на губернаторские выборы
Политтехнологи не видят проблем для избрания Сергея Собянина мэром Москвы и Андрея Воробьева губернатором Московской области в случае, если их поддержит Владимир Путин. Муниципальный фильтр, по их мнению, позволяет отсечь любого сильного кандидата. В губернаторских кампаниях будет применяться технология, опробованная на президентских выборах,— мобилизация лояльного власти электората и дробление электората оппозиционного.
Экс-руководитель департамента региональной политики администрации президента, бывший замполпреда президента в Уральском округе Андрей Колядин полагает, что у большинства кандидатов от власти на губернаторских выборах нет никаких угроз для избрания. «Муниципальный фильтр позволяет устранить любого сильного конкурента на законных основаниях. Многие люди во власти считают, что его надо убирать, причем убирать полностью. Именно фильтр играет решающую роль в конкурентности на губернаторских выборах»,— пояснил он на круглом столе по политтехнологиям в РУДН, организованном Smart Communications Group.
Глава компании «Никколо-М» Игорь Минтусов констатировал, что «рынок политтехнологий с каждым годом суживается». «Он имеет прямую корреляцию с развитием демократии в России, а здесь никаких поводов быть оптимистичным нет»,— считает господин Минтусов. В качестве примера такого «сужения» он привел массовую отмену выборов глав муниципалитетов, которая стала возможна после муниципальной реформы 2014 года, в ходе которой право определять систему власти на местах получили заксобрания.
Несмотря на протестные настроения в Москве и особенно Подмосковье, где идут активные протесты по поводу мусорных свалок, политтехнологи не сомневаются, что Сергей Собянин и Андрей Воробьев победят на выборах мэра и губернатора. «Если Владимир Путин поддержит на выборах Воробьева, то Путина в Подмосковье выберут»,— иронично отметил Андрей Колядин. На губернаторских выборах может быть снова применена технология, которая сработала на выборах президента, с теми уточнениями, что у глав регионов рейтинг выше, чем у главы государства. По мнению господина Колядина, любая выборная кампания делится на три этапа: знакомство электората с кандидатом, повышение его рейтинга и мобилизация на выборах. «В случае Владимира Путина первые два пункта были лишними. Оставался мобилизационный этап, чтобы люди пришли и голосовали, но не было нарушений. Нужно было создать интригу, поэтому появились кандидаты Ксения Собчак и Павел Грудинин. Развлекали народ и повышали политический градус»,— сказал Андрей Колядин, позже уточнив, что кампания была разработана в подконтрольном внутриполитическому блоку АП ЭИСИ (там работал и сам господин Колядин). Далее он рассуждал на примере результата Сергея Собянина, который тот получил на выборах мэра 2013 года.
«За него голосуют 52% избирателей, нужно провести социологию, разложить страты, для каждой подбирается свой кандидат. За коммунистов обычно голосуют около 20–25% россиян, на президентских выборах и был такой расчет. Но быстро стало понятно, что Грудинин может рассчитывать на большее количество голосов,— он привлекал разные группы электората, поэтому его стали критиковать. Но это все законно, в этом и есть суть политической борьбы»,— уверен господин Колядин.