Луна на всех
Как государства и частные компании осваивают космос
За годы, прошедшие с тех пор, как Константин Циолковский назвал нашу планету колыбелью человечества, в которой нельзя жить вечно, люди проделали огромный путь к звездам. Сейчас к чисто научному интересу прибавился экономический — возможность добывать полезные ископаемые в космосе уже не выглядит фантастикой.
Хотя о добыче полезных ископаемых на Луне и астероидах пока говорят в будущем времени, все отчетливее видны контуры рынка освоения космоса — и все явственнее здесь просматривается стремительное усиление роли частных компаний. Коммерческому использованию космического пространства уже более полувека. Все началось со спутника Telstar 1, запущенного в 1962 году для передачи телевизионных сигналов над Атлантическим океаном.
Те же, но без Google
Лунная гонка продолжается, несмотря на то что Google решила закончить спонсирование конкурса Google Lunar XPRIZE (GLXP), проходившего с 2007 года по 31 марта 2018-го. Конкурс был организован X Prize Foundation при финансовой поддержке Google. В нем участвовали частные компании, занимающиеся коммерческим освоением космического пространства и Луны. Первый приз размером в $20 млн должна была получить компания, которой удастся посадить на Луне самоходный роботизированный аппарат. Более того, луноход обязан преодолеть 500 м лунной поверхности и прислать на Землю снимки высокого качества.
31 марта появилось сообщение о закрытии GLXP. Однако уже через пять дней X Prize объявила о его возобновлении — с новыми условиями, о которых будет объявлено через несколько месяцев. Ничего пока не известно и о призах победителям. Очевидно, организаторы сейчас усиленно ищут нового спонсора.
«Мы очень благодарны Google за спонсорскую поддержку и выделенные $30 млн на призы для Google Lunar XPRIZE,— говорится в заявлении основателя и президента X Prize Питера Диамандиса.— Сейчас этот конкурс завершен, но как минимум пять компаний надеются в ближайшие два года посадить на Луне роботизированный аппарат».
Десять лет назад в лунную гонку вступили более двух десятков компаний. К финишу пришли лишь пять: флоридская Moon Express, Team Hakuto из Японии, израильская SpaceIL, индийская Team Indus и международная группа Synergy Moon.
Именно их имел в виду Питер Диамандис, говоря о предприятиях, которые после отправки самоходного аппарата на Луну надеются со временем начать добывать там полезные ископаемые.
«Мы аплодируем решению X Prize продолжить Lunar XPRIZE с титульным спонсором или без него,— заявил журналистам Роберт Ричардс, основатель и директор Moon Express.— Конечно, мы намерены выиграть конкурс, но наша главная цель — открыть лунные границы и создать многомиллиардный сектор экономики».
Маленькая, но с большими амбициями
Moon Express не случайно названа первой в списке компаний, собравшихся лететь на Луну. В ней работает всего 30 человек, но, по мнению многих специалистов, именно она оказалась ближе всех к цели и уже в этом году может претендовать на победу в конкурсе.
А прославилась Moon Express в августе 2016-го, когда получила разрешение от правительства США на запуск самоходного аппарата на Луну. В прошлом году журналистам показали чертежи лунохода MX-1E, который прошлым летом успешно прошел испытания на мысе Канаверал.
В планах компании — посадить уже в 2019 году недалеко от Южного полюса Луны второй аппарат с экспериментальным телескопом размером с обувную коробку. В International Lunar Observatory Association считают, что благодаря отличному обзору Южный полюс —идеальное место для размещения космической обсерватории.
Третий, самый большой, луноход отправится на Луну в 2020 году — уже за образцами лунного грунта. Последний раз, кстати, их привезла на Землю в 1976-м советская станция «Луна-24».
Планов громадье, однако совсем недавно на них едва не был поставлен крест. Виноваты не технические сложности и не проблемы с финансированием, а международное соглашение, регламентирующее деятельность человека в космосе. Договор о космосе был подписан полвека назад. Сейчас он устарел и мешает бизнесу осваивать космическое пространство.
Moon Express наткнулась на бюрократическую стену потому, что согласно Договору о космосе неправительственные организации, прежде чем приступать к практической деятельности по освоению космического пространства, должны получить разрешение властей. На включении в договор коммерческих организаций настояли США (СССР тогда предлагал ограничить участников договора исключительно правительствами).
«Мы спланировали миссию, мы нашли инвесторов и деньги, но не могли ничего сделать до конца 2015 года с бюрократией,— рассказал на слушаниях в Конгрессе в мае прошлого года Роберт Ричардс.— Выяснилось, что механизма помощи просто не существует».
Регулятором космической отрасли в Америке является Федеральное управление авиации США (FAA). Оно выдает лицензии на запуски ракет и контролирует деятельность коммерческих организаций. Федеральная комиссия по связи (FCC) следит за полетами спутников связи, а Министерство финансов США — за коммерческими спутниками дистанционного зондирования. Moon Express почти год работала с FAA, Госдепом и другими правительственными агентствами над тем, что Роберт Ричардс назвал «временной заплаткой». В конце концов FAA разрешило компании лететь на Луну. Но речь идет об одном запуске: разрешение не означает автоматического продления на последующую деятельность Moon Express в космическом пространстве.
Конечно, Moon Express не единственная компания, выбравшая космос полем деятельности. Основатель SpaceX миллиардер Илон Маск обещает в течение ближайших десяти лет отправить колонистов на Марс.
Основатель и владелец Amazon Джефф Безос финансирует ракетную компанию Blue Origin и уверен, что не за горами времена, когда в космическом пространстве будут жить и работать миллионы людей. Эти и другие компании сталкиваются с теми же проблемами, что и Moon Express. После знакомства с бюрократией Ричардс заранее начал консультации с FAA о второй экспедиции. Три первых полета, по его мнению, пройдут при действующей сейчас системе регулирования, которую, по его твердому убеждению, следует как можно быстрее поменять. Если президент США и Конгресс не изменят систему, то Moon Express, SpaceX, Blue Origin и подобные им компании будут сталкиваться с еще более серьезными преградами. Америка может быть отброшена в деле коммерческого освоения космоса далеко назад, потому что компании, связанные с космической отраслью, будут уезжать в другие, более лояльные к ним страны.
В авангарде космического прогресса
Одно из государств, создавших благоприятные условия для развития космической индустрии… Великое Герцогство Люксембург.
Первыми инвесторами космического стартапа Planetary Resources были Ларри Пейдж, один из основателей Google, и Чарльз Симони, который раньше работал в Microsoft. Сейчас один из главных инвесторов Planetary Resources — Люксембург.
Planetary Resources специализируется на добыче полезных ископаемых на небесных телах, и в первую очередь на астероидах.
Люксембург стал инвестором космического стартапа не случайно: у этой крошечной европейской страны многовековая история добывающей промышленности.
Плюс к тому в конце прошлого века маленькое европейское государство сыграло видную роль в развитии спутниковой связи (люксембургская компания SES — один из крупнейших операторов спутниковой связи в мире).
В добычу полезных ископаемых в космосе Великое Герцогство инвестировало €200 млн. €23 млн из них досталось Planetary Resources. Как утверждает заместитель премьер-министра Люксембурга Этьен Шнайдер, его стране принадлежит 10% акций американской компании.
В апреле 2017 года наследный великий герцог Люксембурга Гийом посетил офис Planetary Resources в Сиэтле. Облачившись в совсем не королевский костюм (белый халат, шапочка и голубые бахилы), он внимательно знакомился со сборкой спутников.
В июне прошлого года Этьен Шнайдер прилетел в Нью-Йорк на симпозиум, посвященный освоению космоса. В зале яблоку негде было упасть. Преобладание в аудитории банкиров и венчурных инвесторов говорит о серьезном интересе крупного капитала к звездам.
«Добыча полезных ископаемых в космосе более реальна, чем может показаться на первый взгляд,— говорится в исследовании Goldman Sachs.— Конечно, на уровне психологии перед идеей разрабатывать астероиды до сих пор стоит высокий барьер, но реальные финансовые и технологические препятствия значительно ниже».
Этьен Шнайдер не спорит с тем, что идея добывать полезные ископаемые на астероидах кажется научной фантастикой. Его часто спрашивают, почему Люксембург тратит на это большие деньги. Интерес к коммерческому освоению космоса в Люксембурге возник в 2012 году, когда Шнайдер приехал в Кремниевую долину и встретился в Маунтин-Вью с Питом Ворденом, тогдашним руководителем научно-исследовательского центра НАСА — Ames Research Center. Именно Ворден посоветовал Люксембургу заняться добычей полезных ископаемых на астероидах. С целью создания благоприятных условий для деятельности космических стартапов в Великом Герцогстве в прошлом году был принят закон «О космосе».
«Я слушал его и спрашивал себя, чего накурился этот парень?» — вспоминает Шнайдер. Однако дальнейшие беседы убедили его, что идея заслуживает самого пристального внимания и изучения.
Первой настоящей пробой пера для Planetary Resources будет отправка в 2020 году корабля в форме пончика к расположенному недалеко от Земли астероиду («пончик» отправится за космическим сырьем). В середине следующего десятилетия компания надеется приступить к промышленной добыче полезных ископаемых в космосе. Скорее всего, начнет она с водяного льда.
Конечно, в Planetary Resources, как и в остальных подобных структурах, большое внимание уделяется коммерческой составляющей проектов. Компания надеется заключить контракт с НАСА на поставку воды, кислорода и водорода из добытого на астероидах льда (их можно использовать как топливо для ракет). В будущем Planetary Resources собирается перейти на платину и другие драгоценные металлы.
На вес платины
В доступной близости от Земли постоянно находится до полутора тысяч астероидов. Они состоят из ценных металлов (на астероидах металлов намного больше, чем на нашей планете, где драгметаллы по мере охлаждения опускались к ядру).
Главное препятствие на пути добычи полезных ископаемых в космосе — финансы. Сейчас, конечно, крайне трудно определить себестоимость добычи сырья на астероидах, поэтому чаще всего ограничиваются расплывчатыми формулировками «сотни миллионов» или «миллиарды». Разумеется, добыча там будет на один-два порядка дороже, чем на Земле, но игра все равно стоит свеч.
На одной из презентаций Planetary Resources было объявлено, что в астероиде диаметром 30 м может быть платины на $50 млрд. Чем больше астероид, тем больше в нем металлов. Подсчитали, например, что в недрах астероида диаметром 1 км — порядка 30 млн т никеля, 1,5 млн т кобальта и 7,5 тыс. т платины. Одна только платина потянет на многие сотни миллиардов долларов.
Обсчитана даже стоимость конкретных астероидов.
Профессор астрономии Университета Аризоны Джон Льюис подсчитал стоимость астероида (3554) Amun диаметром 2,5 км — $20 трлн: $8 трлн — железо и никель, $6 трлн — кобальт, еще $6 трлн— платина и другие металлы из платиновой группы.
Причем расчет проводился в ценах 20-летней давности.
Намного дороже огромный астероид (241) Germania. Его диаметр — 169 км, а стоимость ($95,8 трлн) значительно превышает мировой ВВП за 2016 год ($75,3 трлн)!
В американской компании Deep Space Industries (DSI) составили список первых экспедиций к астероидам с примерной, конечно, стоимостью полезных ископаемых, которые можно из них добыть, в триллионах долларов: (162385) 2000BM19 — 6,94; (4034) Vishnu — 5,28; (65679) 1989UQ —1,74; 5143 Heracles 1991 VL — 2,33; (7753) 1988XB — 1,31.
Еще более заманчивой видится добыча полезных ископаемых на Луне, которую в последнее время нередко называют Персидским заливом XXI века. Некоторое представление о потенциальных возможностях добычи сырья на спутнике Земли можно получить на примере нью-йоркского аукциона Sotheby’s 1993 года: несколько крупинок лунной пыли весом 0,2 г были проданы за $442 тыс.!
Луна состоит главным образом из кремния. В ней имеются все металлы платиновой группы, на ней можно добывать германий, молибден, рений, вольфрам, золото, кобальт, никель, железо, алюминий, магний, марганец, кальций, калий, титан.
Однако наибольший интерес представляет даже не платина, а газ гелий-3. Этот очень редкий изотоп гелия содержит фантастическую энергию и залегает на глубине всего 3 м от поверхности Луны. Гелий-3 может решить проблему обеспечения энергией нашей планеты. Согласно расчетам ученых из Кембриджа, 6 т этого газа хватит для обеспечения энергией в течение года всего Соединенного Королевства. А гелия-3 на Луне, если верить астрономам, более 100 млн т.
Обама нарушил закон
В конце 2015 года обе палаты Конгресса США одобрили закон, разрешающий американским компаниям добывать полезные ископаемые на всех небесных телах Солнечной системы, а президент Обама его подписал. Закон «О конкуренции в коммерческих запусках космических кораблей» заполняет юридический вакуум в освоении космического пространства и позволяет бизнесменам смело делать инвестиции в космические проекты.
Закон принят, несмотря на предупреждения юристов о том, что он противоречит Договору о космосе, который запрещает правительствам и международным организациям, частным компаниям и физическим лицам претендовать на космические ресурсы, принадлежащие всему человечеству. Американский закон между тем разрешает компаниям присваивать добытые в космосе полезные ископаемые.
В общем, у Moon Express, Planetary Resources и других американских компаний сейчас развязаны руки, они могут отправляться на Луну или астероиды за платиной, золотом и другим ценным сырьем. Выдачей разрешений на добычу полезных ископаемых в космосе занимается Управление космической коммерции (OSC) при Министерстве торговли США.
Барак Обама закрыл в 2010 году действовавшую с 2004-го программу полетов на Луну. Дональд Трамп в конце прошлого года заявил, что поддерживает отправку астронавтов сначала на Луну, а со временем и на Марс. Свои слова президент подкрепил делом: в проекте бюджета на 2019 год под полет на Луну выделено $200 млн.
Ажиотаж вокруг Луны возник не только среди частных компаний и не только среди американских. Владимир Путин тоже заявлял о подготовке полетов на Луну и на Марс. Можно с полным основанием говорить о лунной гонке, потому что кроме НАСА и Роскосмоса над лунными проектами сейчас работают космические агентства Китая, Индии, Японии и Евросоюза. Возможно, уже в этом году на Луну отправятся китайская и индийская экспедиции.
Запуск китайской межпланетной станции «Чанъэ-4» на обратную сторону Луны запланирован на июнь, а индийской «Чандраян 2» в район Южного полюса — на октябрь.
Роберт Ричардс сравнивает ажиотаж вокруг Луны с калифорнийской золотой лихорадкой середины XIX века. Тогда со всех концов света в Калифорнию устремились охотники за золотом, нередко захватывавшие самые привлекательные участки при помощи оружия. Конкуренция наверняка будет и сейчас, но Ричардс уверен, что удастся обойтись без крови.
Договоры и соглашения
За политику ООН в сфере космоса отвечает Управление ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA). После запуска советского спутника в 1957 году США и СССР сначала провели двусторонние консультации, а затем вынесли вопрос на рассмотрение ООН. Деятельность человечества в космосе регулируется пятью договорами и соглашениями, за выполнением которых следит Комитет ООН по мирному использованию космического пространства (COPUOS). COPUOS был создан в 1959 году и состоит из двух подкомитетов, научно-технического и юридического. Юридический подкомитет и стал главной площадкой для обсуждения международных соглашений по космосу.
В 1967 году был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Главный космический договор ратифицировали более 100 государств, включая США и СССР, которые подписали его первыми. Еще три десятка стран Договор о космосе подписали, но пока не ратифицировали.
Этот договор — основа международного космического права. Его главной целью на момент создания было уберечь космос от ядерного оружия и гонки вооружений. В космосе запрещено создавать военные базы. Договор запрещает размещать и испытывать ядерное оружие и оружие массового поражения как в космическом пространстве, так и на небесных телах и космических станциях. Не случайно в Договоре о запрещении ядерного оружия кроме атмосферы и подводного пространства упомянуто и космическое. Космос, утверждает договор, принадлежит всему человечеству. Государствам же принадлежат только запущенные ими космические корабли и станции.
В статье 2, например, говорится: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Луне посвящен отдельный договор. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 год) во многом совпадает с Договором о космосе и подразумевает исключительно мирное использование Луны и других небесных тел с их орбитами, за исключением, естественно, Земли. Соглашение запрещает любые посягательства на небесные тела.
Соглашение о Луне ратифицировали только 13 стран. Еще четыре государства его подписали, но не ратифицировали. Единственная космическая держава, подписавшая соглашение,— Франция, однако она документ не ратифицировала. Единственная страна, подписавшая соглашение и заявившая о своем намерении отправиться на Луну,— Индия, но и она его до сих пор не ратифицировала.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была подписана США и СССР в 1972 году и является продолжением Договора о космосе. Она регламентирует ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, и выплату компенсаций пострадавшим.
Конвенция об ответственности ратифицирована 89 государствами. Еще 22 страны ее подписали, но пока не ратифицировали.
В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство. Документ обязывает участников сообщать ООН данные об орбите и другую информацию о запущенных в космос объектах. Реестр их ведет Генсек ООН. Конвенцию о регистрации ратифицировали 64 государства, включая СССР (Россию), США и остальные космические державы.
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, было заключено ровно полвека назад в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Оно требует от правительств государств, запускающих в космос объекты, представлять по требованию опознавательные данные запущенного объекта до его возвращения на Землю, если он приземляется или падает на территорию другой страны, не участвовавшей в запуске. Также соглашение обязывает участников информировать страны, запускающие космические объекты, и Генсека ООН о принятых мерах, обеспечивать безопасность космонавтов и их возврат стране, осуществившей запуск. Соглашение ратифицировали 92 страны. 22 государства его подписали, но не ратифицировали.
Дачи на Луне и похороны в космосе
Луну и астероиды можно использовать не только для добычи полезных ископаемых. Если для космических стартапов Договор о космосе является препятствием в освоении космического пространства, то Деннису Хоупу он предоставил лазейку, позволившую организовать бойкую торговлю лунными… участками.
Как уже отмечалось, согласно Договору о космосе все, что находится в космическом пространстве, считается общим достоянием человечества. Однако в документе ни слова не говорится о физических лицах.
Воспользовавшись ошибкой юристов, составлявших договор, предприимчивый американец обратился в суд и предъявил права на Луну.
Несмотря на всю абсурдность требования, суд был вынужден его удовлетворить. Хоуп создал в 1980 году компанию Lunar Embassy Commission и начал продавать лунные участки.
В середине 1980-х годов ООН попыталась исправить оплошность, но поправка, запрещающая владеть землей в космосе и физическим лицам, провалилась: из 185 членов международной организации против проголосовали 179.
«Я делаю то же самое, что делали наши предки, когда отправлялись из Европы в Новый Свет»,— отвечает Деннис Хоуп на все обвинения в мошенничестве.
Конкуренция на рынке лунной недвижимости высокая, но на отсутствие клиентов Хоуп не жалуется. Он говорит, что продал 4 млн участков. Своими успехами Деннис Хоуп обязан и довольно низкой цене — он берет за акр (4047 кв. м), среднюю площадь участков, $20. Среди его клиентов немало известных личностей, включая Джимми Картера, Рональда Рейгана и Джорджа Буша старшего. Право владения лунным участком подтверждают сертификат и карта (участок помечен на ней крестиком). Вместе с поверхностью Хоуп продает и все, что находится на глубине до 3 км. Со временем между Moon Express (а также другими компаниями, которые начнут добывать полезные ископаемые на Луне) и «дачниками», под чьими участками окажутся ценные металлы, могут возникнуть споры. Без особого риска ошибиться можно предсказать в скором будущем высокую востребованность специалистов по космическому праву.
Пример Денниса Хоупа оказался заразителен. Его последователи пошли дальше и застолбили все планеты Солнечной системы. Так что уже можно стать счастливым обладателем участка на Венере или, скажем, на Марсе (Хоуп, не желая упускать такие возможности, тоже торгует там участками).
Нашлись предприимчивые люди, которые решили открыть на Луне даже… кладбища. Хьюстонская компания Celestis Inc. предлагает клиентам похороны на спутнике Земли. Доставка 1 г праха стоит $9995.
Первым покойником на Луне стал американский астроном Юджин Шумейкер. 7 января 1998 года родные Шумейкера выполнили его последнюю волю и отправили на Луну капсулу с прахом астронома на зонде Lunar Prospector.
По космическим ценам
SpaceX надеется уже в этом году отправить двух человек, правда, не на саму Луну, а на лунную орбиту. Речь идет о космических туристах. Илон Маск заявил, что необычная экскурсия займет около недели, но фамилии любителей острых ощущений не назвал. Не определена пока и дата полета. Известно лишь, что он пройдет на ракете Falcon Heavy, успешные испытания которой прошли 6 февраля этого года.
Предстоящий полет обещает побить рекорд. Туристы удалятся от Земли на 480–640 тыс. км. На данный момент дальше всех — на 400 тыс. км — удалился от нашей планеты в 1970 году Apollo 13.
Любители космических путешествий — очень богатые люди. По словам Маска, стоимость экскурсии вполне сопоставима со стоимостью доставки астронавтов на МКС (сейчас НАСА платит Роскосмосу за каждого доставленного на станцию человека $70 млн).
Первым космическим туристом стал в 2001 году миллиардер Деннис Тито, который за $20 млн прокатился на МКС на российском корабле «Союз ТМ-31». Сейчас в списке космических туристов семь имен. Среди них есть и представительница слабого пола — соосновательница и владелица компании Prodea Systems Ануше Ансари. А Чарльз Симони ухитрился побывать на МКС дважды.
НАСА надеется, что SpaceX заменит Роскосмос и будет доставлять американских астронавтов на МКС. Правда, компания Маска еще ни разу не посылала в космос людей, но уже успешно доставляет на МКС грузы для НАСА.
Скоро космические туристы смогут насладиться высоко над Землей и комфортом гостиницы. Хьюстонская компания Orion Span объявила о планах создать к концу 2021 года в космосе первый пятизвездочный отель. Проживание в модуле Aurora Station размером 10,5х4,5 м обойдется в $792 тыс. в сутки. За 12-дневное пребывание на высоте 300 с лишним километров над Землей каждый космический турист заплатит без малого $10 млн. Orion Span уже объявила о начале приема задатка в размере $80 тыс. В случае изменения планов деньги обещают вернуть.
На презентации первой космической гостиницы было заявлено, что по комфорту «номер» не уступает салону излюбленного самолета миллионеров — Gulfstream. Главный минус — относительная теснота: на 47 кв. м придется ютиться четверым постояльцам и двум членам экипажа.
Презентация космического отеля, проведенная президентом компании Фрэнком Бангером, дала старт гонке в космическом гостиничном бизнесе. Роскосмос тоже намерен открыть отель в космосе, но в 2022 году.
Космический туризм заслуживает самого серьезного внимания. Неудивительно, что им занимаются такие бизнесмены, как Джефф Безос и владелец компании Virgin британский миллиардер Ричард Брэнсон. Их фирмы, правда, предлагают «катать» туристов на более низких высотах — до 100 км, но и цена у них, соответственно, ниже. К примеру, полет на шаттле SpaceShipTwo VSS Unity компании Virgin Galactic обойдется в четверть миллиона долларов. Известно, что в очереди Virgin немало звезд шоу-бизнеса: Том Хэнкс, Леонардо Ди Каприо, Кэти Перри и другие.