Разведданные в каждый дом
Насколько популярны и интересны шпионские настольные игры
В США набирает популярность настольная игра шпионов ЦРУ: ее разработала компания Techdirt. Прототипом стала реальная игра, на которой тренируются разведчики. Правда, не вся — часть информации была создателям недоступна из-за секретности. В комплект входят поле, карточки и кубик. Какие игры есть у российских шпионов и насколько популярны такие сюжеты, выясняли Лилия Пономарева и Елена Иванова.
Настольные игры для шпионов появились в ЦРУ относительно недавно — около пяти лет назад. Но известно о них стало только в 2017-м, когда их представил один из аналитиков службы. Рассказ о необычных тренировках полюбился журналистам — а кто-то даже нашел в этом идею для бизнеса. Сайт Techdirt создал аналог шпионской игры для гражданского населения. По сюжету, группа агентов ЦРУ пытается решить три мировых кризиса — военный, экономический или экологический. Среди кейсов, например, «ракетные испытания Ирана» или «продажа российского вооружения». Главная задача команды — собрать разведданные и не допустить эскалации. Ходят игроки по очереди, бросая кубик. Очки позволяют переместить агента в новое место, установить там контакты и собрать информацию. Сотрудники российских спецслужб тоже тренируются на играх, но чаще всего на компьютерных, отметил бывший разведчик Александр Михайлов: «Мой товарищ очень хорошо «переобувал» американскую игру в российскую форму, проводил очень хорошие «учения» для курсантов. Это была компьютерная игра, которая четко привязывалась к любой местности, в нее было внесено большое количество не только обычных карт, но и карт, снятых со спутников. Действия подразделений вооруженных сил, наших и противников, можно было поместить как в арабскую пустыню, так и в сибирскую тайгу. Существовало определенное распределение ролей: можно было выполнять функции как руководителя, так и водителя-механика».
Как рассказывал журналистам аналитик ЦРУ, такие игры нужны для проверки знаний агентов, которые те получают на лекциях и семинарах. Кроме того, это помогает отточить навыки работы в команде. Агенты учатся реагировать на внезапные трудности и искать неочевидные решения проблем. Все это может пригодиться в реальной жизни не только шпионам, уверен ветеран разведки Юрий Кобаладзе: «Это прививает умение добывать информацию, работать с людьми, развивает внимание. Сейчас social networking — одно из важнейших направлений разведки».
Игры, которые напоминают задания разведчиков, появлялись на рынке и раньше. Самые известные примеры — «Пандемия», где нужно остановить распространение опасных болезней, и «Сумеречная борьба» — про сценарий холодной войны между США и СССР. По словам экспертов, из-за геополитической напряженности шпионские сюжеты все чаще будут использовать в настольных играх. Но в России в продаже их вряд ли будет много, отметил директор по маркетингу компании «Мосигра» Сергей Абдульманов: «Эти игры сами по себе сложные, и я бы не сказал, что эта сложность компенсируется интересностью. Это, скорее, товар для отдельных фанатов и для развитых рынков настольных игр. В Германии и США, например, они наверняка станут популярными, в России — сомневаюсь. Чаще всего не самые популярные игры люди покупают себе в коллекцию, и делают они это за рубежом».
Собственные игры, кстати, есть не только у шпионов, но и у дипломатов. По некоторым данным, знаменитую «Мафию» разрабатывали как раз для тренировки сотрудников внешнеполитических ведомств. Купить игру «ЦРУ: Собери все» можно на сайте Kickstarter. PDF-версия обойдется в $10, а за $29 можно заказать оформленный вариант.