Uber переходит на велосипеды
Будет ли в России доступен велопрокат от агрегатора
Uber займется прокатом электровелосипедов. Компания купила сервис Jump Bikes: он работает в нескольких городах США. Будет ли услуга доступна в России и зачем агрегатору прокат велосипедов, разбирался Иван Корякин.
Пока что Uber-велосипед в России — это средство передвижения доставщиков еды сервиса, зачастую складное и морально устаревшее, напоминающее известный «Аист». Uber же сейчас купил сервис аренды электрических велосипедов — таких и в московском городском прокате меньшинство. Это компания Jump Bikes, которая работает в США. С ней Uber уже сотрудничал: через свое приложение предлагал клиентам арендовать велосипеды партнера. Сумма сделки, по данным издания TechCrunch, составила около $200 млн. Такая покупка — сигнал инвесторам, полагает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын: «Миссия будет формулироваться как «компания, которая соединяет людей» или «доставляет вас со скоростью мысли». Когда речь идет о компании, которую оценивали в $60 млрд, а то и в $70 млрд, она, наверное, уже прицелилась на IPO с оценкой капитализации раза в два больше. Uber нужно показать, что она решает проблемы транспорта в общем. Будущие покупатели акций увидят в конце туннеля очень яркий свет».
Сервис аренды Jump Bikes работает пока что в Сан-Франциско и Вашингтоне. Очевидно, что в теплой Калифорнии развивать прокат велосипедов выгоднее — зарабатывать можно круглый год. На московском рынке проката новый игрок тоже не помешал бы — правда, горожане еще не до конца привыкли к существующему сервису, говорит президент Велотранспортного союза Игорь Налимов: «Сейчас велопрокат не очень востребован, поскольку люди не понимают смысла, значения и применения велосипедов. Не понимают, насколько это полезно, эффективно и выгодно. Но при дальнейшем развитии проката велосипедная культура будет повышаться, поэтому все шаги в этом направлении положительны и полезны».
В этом году в столицу намерен прийти китайский сервис Ofo, который работает по принципу каршеринга: велосипеды можно оставлять где угодно, а не на станциях. Система должна быть дешевле классического проката, ее начнут тестировать после Чемпионата по футболу. Чтобы закрепиться на московском рынке, Uber придется установить низкие тарифы, полагает куратор проекта «Общественный велоконтроль» Михаил Невелев: «Прокат Ofo — это сетевой прокат, не привязанный к трансферу. При этом тарифы низкие, а велосипеды простые и доступные. Новый игрок на рынке — это всегда хорошо: новые тарифы, новый импульс для развития инфраструктуры».
На днях в Москве заработали 430 станций велопроката. В основном они расположены в центре, на юге, юго-западе и севере столицы. Каждый год власти планируют открывать по 50 новых станций: места для них еще много, как и для конкуренции с Uber. Компания, кстати, продвигает философию отказа от личного транспорта. В этом Uber и московская мэрия похожи.
Абонемент московского велопроката на сезон обойдется в тысячу двести рублей: в стоимость включено неограниченное число поездок по 30 минут. Чтобы кататься дольше, придется доплатить. Аренда городского велосипеда на двое суток обойдется в 3 тыс. руб.