Импортодополнение вместо импортозамещения
ЦСР представил свой план развития несырьевого экспорта
Эксперты ЦСР из Российского экспортного центра (РЭЦ) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) представили доклад «Перспективы наращивания несырьевого экспорта». Одна из главных его идей — увеличение доли РФ в промежуточных цепочках создания стоимости, то есть рост вовлеченности экономики РФ в «промежуточную» мировую торговлю и в том числе в экономику транснациональных групп.
Доклад в группе работ ЦСР занимает особое место — де-факто РЭЦ как центральный институт поддержки экспорта и ВАВТ описывают не столько проект неутвержденных реформ, призванный конкурировать с альтернативными идеями, сколько программу-оптимум уже реализующегося госпроекта. Ранее долгосрочные приоритеты РЭЦ (в мае его, как ожидается, возглавит замглавы аппарата правительства Андрей Слепнев, глава центра Петр Фрадков уже руководит Промсвязьбанком) описывались довольно осторожно — доклад интересен именно основными идеями, которые закладываются в инфраструктуру поддержки несырьевого экспорта из РФ.
Формальная задача проекта — увеличение к 2025 году несырьевого экспорта из РФ до $250 млрд в год (в 2017 году — $192 млрд) при росте сырьевого до $300 млрд.
Потенциал достаточно велик: по экспорту на душу населения страна находится на 72-м месте в мире, в основном за счет сырья, и это для экономики такого размера противоестественно: за вычетом экспорта энергоносителей это экономика на грани самоизоляции. Тренды же последних лет весьма неплохи: в 2017 году впервые с 2013 года зафиксирован рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), бизнес адаптировался к новым условиям после кризиса 2014–2016 годов и получил от девальвации преимущества в некоторых секторах, которые реализовал.
Ограничивают рост экспорта эскалация протекционизма в мире и глубочайшее отставание в экспорте технологий — в момент, когда структурные изменения в мировой торговле делают его крайне важным.
Важная идеологема доклада — признание снижения доли промпроизводства в создании добавленной стоимости в мире, начавшегося еще в 1995 году: авторы констатируют, что сильнее всего это затронуло экономики РФ и Китая (минус 9 и минус 6 п. п. соответственно). Однако если в КНР, ЕС и США оно было компенсировано ростом экспорта услуг, то в России тот же сдвиг усилил зависимость от первичного сектора экономики — экспорта энергоресурсов (эксперты ВАВТ и РЭЦ используют распространенную метафору «сырьевого проклятия»). Принципиальный же политический выбор между ориентацией ННЭ («сборочная площадка для всего мира» или «приглашение иностранных производственных компаний») авторы довольно демонстративно игнорируют, предлагая оставить его рынку.
Центральная «технологическая» идея доклада — очень мягкое противопоставление популярной ранее идее импортозамещения как базы для будущего экспортного «прорыва» — идеи стимулирования роста доли экономики РФ в мировых производственных и экспортно-импортных цепочках, то есть, по существу, значительно большей, чем сейчас, интеграции экономики РФ в промежуточные цепочки. Авторы явно на стороне последнего варианта, в одном месте прямо именуя его «импортодополнением». ВАВТ и РЭЦ крайне позитивно относятся к рынку экспорта услуг и развитию IT-экспорта и экспорта транспортных услуг, предполагая, впрочем, что для экспорта услуг потребуется существенное госстимулирование.
Наконец, одна из важных идеологем ВАВТ и РЭЦ — поддержка спецтерриторий (ОЭЗ, ТОР и т. п.) для интеграции РФ в мировые цепочки стоимости: ранее в стратегии РЭЦ это прямо не акцентировалось.
Предложения по поддержке ННЭ достаточно стандартны: это упрощение экспортно-контрольных процедур и валютного контроля, рост инвестиций, политическая поддержка ННЭ и расширение зон свободной торговли. Среди относительно новых идей — создание института универсальных и специализированных торговых домов в юрисдикции РФ, институциализация стейкхолдеров бизнеса в экспортной сфере в Российской ассоциации экспортеров, включение в законодательства РФ и ЕАЭС норм Соглашения по упрощению торговых процедур, а также развитие идей ЕАЭС в проекте Большого Евразийского партнерства с третьими странами. Кроме этого, весьма смелой для 2018 года является декларация необходимости подготовки до 2035 года зоны свободной торговли между ЕАЭС и Европейским союзом — в отношении перспектив ЗСТ с КНР авторы гораздо осторожнее.