Граждане готовы раскрыться перед органами
Проблемы Telegram оказались не общенародными
Как выяснил «Левада-центр», обязанность «интернет-сервисов передавать доступ к личной переписке по запросу правоохранительных органов» в той или иной степени не поддерживает 31% граждан. Блокировка мессенджера Telegram тронула далеко не всех: 39% опрошенных «впервые услышали» об этом от социологов «Левада-центра», а 36% лишь «что-то слышали» о происшедшем.
Всероссийский опрос «Левада-центра» проводился среди 1,6 тыс. человек 20–24 апреля, то есть уже после блокировки Telegram на территории РФ, но до акций в поддержку мессенджера. На вопрос о том, слышали ли респонденты о блокировке Telegram, 22% четко ответили: «да, хорошо знаю об этом», еще 36% «что-то слышали». 39% впервые услышали о блокировке мессенджера от пришедших к ним социологов (возможен был один ответ).
Напомним, спор Роскомнадзора с Telegram начался летом 2017 года. Тогда ведомство под угрозой блокировки потребовало от мессенджера зарегистрироваться в реестре организаторов распространения информации. Telegram на это согласился, после чего ФСБ потребовала у него выдать ключи для декодирования сообщений пользователей. Мессенджер этого не сделал и был оштрафован на 800 тыс. руб. В марте Верховный суд подтвердил законность требований ФСБ. Роскомнадзор снова потребовал от Telegram выдать ключи для декодирования, после отказа служба подала к мессенджеру иск о его блокировке в РФ (см. “Ъ” от 14 апреля).
56% из опрошенных «Левада-центром» слышали об обязанности «интернет-сервисов передавать доступ к личной переписке пользователей по запросу правоохранительных органов». Среди этих респондентов 59% уверены, что такие меры принимаются «для борьбы с терроризмом и преступностью», 28% — «для ограничения свободы слова и введения цензуры», 11% затрудняются ответить, 2% выбирают другой вариант ответа.
Такие меры устраивают многих. Во всяком случае, на вопрос, поддерживают ли граждане законодательство, по которому правоохранителям нужно предоставлять доступ к личной переписке, 17% ответили, что «полностью поддерживают», 31% — что «скорее поддерживает». Скорее не поддерживают такие меры 18% граждан, а полностью не поддерживают 13%. 22% затрудняются ответить.