Когда халатность убивает искусство
Дмитрий Буткевич — о потерянных шедеврах
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич продолжает перечислять произведения искусства, которые канули в Лету. На этот раз в его подборке — картины, икона и фреска Бэнкси, к которым отнеслись с преступным равнодушием.
Пожалуй, я продолжу тему, которая меня взволновала, — о произведениях искусства, навсегда утраченных из-за повреждений, краж, халатности.
В 2007 году Лондонское транспортное управление варварски закрасило фреску уже на тот момент самого дорогого и знаменитого граффитиста Бэнкси под названием «Криминальное чтиво» где-то на Ист-Энде. Фреска изображало персонажей Траволты и Джексона с бананами в руках вместо пистолетов. Зная, сколько сейчас стоит Бэнкси на аукционах, локти, наверное, кусают, но поздно!
В 2009 году стало известно о безвозвратной утрате картины Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием». Именно тогда бывший мафиозо Гаспаро Спатуцци, осужденный еще в 1997-м, раскаялся и признался, что был причастен к краже в 1969 году этого полотна из часовни св. Лаврентия в Палермо. Картину хранили в одном семействе, где ее сожрали крысы и свиньи. Остатки мафиози тайно сожгли. Такая вот жуткая история.
Повесть еще об одном шедевре Караваджо писалась на постсовестком пространстве. «Поцелуй Иуды» долгие годы был украшением коллекции Одесского музея. Картину выкрали из музея в 2010-м. Позже нашли в Германии, где ее пытались продать с интернет-аукциона. Работу вернули в музей и обнаружили, что это всего лишь качественная копия с оригинала, хранящегося в Дублине. Уж не знаю, что сейчас значится на этикетке экспоната из Одесского музея: Кавараджо или мастерская?
Напоследок еще одна из история, уже из России. Боголюбская икона Божьей матери, один из ценнейших памятников древнерусского искусства, датированный 1155 годом. Еще в 1946 году икона пострадала от некорректно проведенной реставрации. В 1950-е реставраторы лишь отчасти смогли исправить ошибки своих предшественников. В 1993 году икону передали по настоянию РПЦ в Успенский собор Княгинина монастыря в городе Владимир в герметичной капсуле с поддерживаемым микроклиматом. Однако условия хранения неоднократно нарушались. Одна из кассет, отвечающих за микроклимат, вроде бы перестала работать, а другую, кажется, просто продали. Вода от цветов и купели проникла внутрь вместе с плесенью. В 2009 году великое произведение и святыня была передана на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей, где пребывает и поныне.