Мосгорсуд не нашел предпринимательства в деле Сергея Хачатурова
Бывший вице-президент «Росгосстраха» оставлен под арестом
Защита бывшего вице-президента «Росгосстраха» (РГС) Сергея Хачатурова намерена обжаловать решение Мосгорсуда, в четверг признавшего обоснованным арест бизнесмена. По мнению адвокатов, настаивающих на отсутствии самого события преступления, в ходе заседания не было дано и должной оценки тому обстоятельству, что инкриминируемое господину Хачатурову деяние — якобы имевшее место хищение акций ПАО «Росгосстрах» при передаче активов страховой компании банку «Открытие» — относится к сфере предпринимательской деятельности, а потому по закону не предусматривает содержания в СИЗО. Тем временем оставлен в силе и домашний арест, назначенный предполагаемой сообщнице господина Хачатурова — экс-акционеру Росгосстрах-банка Надежде Клепальской.
Сегодня Мосгорсуд рассмотрел жалобы Сергея Хачатурова и Надежды Клепальской и их защиты на решения Лефортовского райсуда столицы, ранее санкционировавшего помещение бизнесмена под стражу, а его предполагаемой сообщницы — под домашний арест. Первой была рассмотрена жалоба Сергея Хачатурова. Защита просила признать постановление суда первой инстанции незаконным и отменить его. По мнению адвокатов, в деле нет доказательств причастности бизнесмена к каким-либо противоправным действиям. В частности, адвокат Виктор Макаренко сообщил, что вменяемое его подзащитному деяние «являлось согласованным условием большой сделки, согласно которой именно эта часть акций остается у компании (Сергея Хачатурова.— “Ъ”)». «Сейчас есть претензии от нового руководства "Открытия", которое участия в сделке не принимало и теперь пытается требовать то, что не было согласовано. У прежнего руководства "Открытия" или Центрального банка России никаких претензий не было и быть не могло. Сегодняшнее руководство подало заявление о якобы имевшем место хищении, но юридические основания его абсурдны»,— сказал адвокат.
Защита также настаивала, что сама сделка по продаже акций относится к сфере предпринимательской деятельности, что по закону исключает возможность ареста. Адвокаты предлагали альтернативную меру пресечения — домашний арест, под которым бизнесмен мог бы находиться в квартире на улице Лобачевского.
Напомним, Сергею Хачатурову и Надежде Клепальской следственное управление ФСБ инкриминирует хищение путем присвоения (ч. 4 ст. 160 УК РФ). По версии следствия, Сергей Хачатуров и Надежда Клепальская при передаче активов РГС «Открытию» перевели часть акций ПАО «Росгосстрах» на третью компанию, реализовали их, а полученными средствами «распорядились по своему усмотрению». Точный ущерб по делу следствие пока не называло, предполагается, что речь идет о сумме не менее 1 млрд руб. В рамках расследования были арестованы ценные бумаги и деньги на общую сумму $72 млн.
Представитель следствия выступил против удовлетворения жалобы защиты. По его словам, оказавшись вне СИЗО, Сергей Хачатуров может скрыться. В частности, следователь заявил, что Сергей Хачатуров был задержан в тот момент, когда был готов уехать на машине на Украину: собрал вещи и имел при себе загранпаспорт. Прокурор поддержала следователя. В итоге Мосгорсуд оставил арест в силе, отклонив жалобы защиты.
«Разочарованы решением Мосгорсуда,— сказал “Ъ” другой адвокат Сергея Хачатурова Алексей Мельников.— Грубо нарушен закон, однозначно запрещающий арест за действия, совершенные в рамках предпринимательской деятельности. Судом не были приняты доводы защиты, что внесение акций в уставный капитал и продажа их на бирже являются исключительно предпринимательскими действиями». «В ходе судебного заседания представитель следствия ограничился ставшей уже неприличной традицией фразой о том, что обвиняемый собирался скрыться, но на прямой вопрос суда, есть ли доказательства этого, следствие их представить не смогло. Между тем задержали Сергея Хачатурова в центре Москвы, а не на границе с Украиной, а загранпаспорт он имел при себе, поскольку незадолго до этого его только получил»,— отметил также защитник.
Сама сделка по продаже акций страховой компании, говорит господин Мельников, была прозрачной и законной. «Сергей Хачатуров распоряжался своим собственным имуществом. Нет ни одного документа, подтверждающего обязательство, по которому он должен был этот актив кому-то передать безвозмездно, зато есть прямой документ, по которому часть акций оставались в его собственности,— пояснил защитник.— В деле нет сфальсифицированных документов, отчетностей или чего-то подобного. Все делалось честно и открыто, подтверждением чему является тот факт, что сделка по продаже акций ПАО РГС проводилась через биржу по рыночной котировке и при полном согласовании и контроле высших должностных лиц ЦБ».
«Попытки госбанкиров теперь доказать наличие мифических "хищений сверху донизу" в компании ПАО "Росгосстрах" при помощи уголовного преследования Сергея Хачатурова незаконны и губительны для репутации их инициаторов,— продолжил адвокат.— Сергей Хачатуров в инкриминируемый период не занимал в компании никаких постов и не участвовал в ее текущей деятельности, а арест его средств противоречит версии следствия об их растрате. Мы рассчитываем, что на данную ситуацию, противоречащую работе президента и правительства по созданию цивилизованной и безопасной бизнес-среды, обратят внимание компетентные лица. Незаконное преследование Сергея Хачатурова уничтожает веру в возможность нормального бизнеса в России. Мы намерены и далее обжаловать его арест. Рассчитываем, что грубое нарушение ст. 108 УПК РФ ("Заключение под стражу") получит свою надлежащую оценку».
На заседании, где рассматривалась жалобы Надежды Клепальской и ее адвокатов, защита просила суд отпустить фигурантку дела под подписку о невыезде или в крайнем случае разрешить ей трехчасовые прогулки. Эти послабления, по словам адвокатов, нужны госпоже Клепальской для того, чтобы иметь возможность водить детей в школу. Однако и в этом случае Мосгорсуд оставил решение суда первой инстанции в силе.