Контрсанкции попросили привести в соответствие с законодательством
Думское правовое управление и комитеты опасаются правовых коллизий
Некоторые положения законопроекта об ответных действиях на «недружественные действия США» нуждаются в соотнесении с другими федеральными законами, говорится в заключениях правового управления Госдумы и комитета по международным делам. Кроме того, нужно уточнить термины, используемые в проекте, и «дополнительно обсудить» целесообразность запрета или ограничения ввоза в Россию зарубежных лекарств. А в комитете по бюджету предлагают предусмотреть в федеральном бюджете меры поддержки пострадавшим от санкций.
Концепция законопроекта о контрсанкциях «возражений не вызывает», но нужно «соотнести его положения» с другими законами, «регулирующими схожие правоотношения», говорится в заключении правового управления Госдумы. Речь идет, в частности, о законе «О специальных экономических мерах» (281-ФЗ). Как сообщал “Ъ” 21 апреля, он был принят в 2006 году и наделяет президента и правительство полномочиями применять ответные меры «в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международное противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц». На основе норм именно этого закона Владимир Путин в 2014 году подписал указ о запрете ввоза в РФ продовольствия из ряда стран. Правовое управление также указало на закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» (272-ФЗ).
Нуждается в разъяснении и терминология, считают в правовом управлении. Так, в документе упоминаются понятия «экономические санкции», «ракетно-двигательная отрасль», «умаление территориальной целостности, безопасности РФ», «экономическая дестабилизация», «аналог лекарственного средства или лекарственного препарата», однако в других российских законах они не используются, а их содержание в проекте тоже не раскрывается.
Свои замечания к проекту представил и думский комитет по международным делам. В заключении говорится, что концепция документа «заслуживает бесспорной поддержки». Однако «меры должны быть соотнесены с ограничительными мерами аналогичного характера, уже закрепленными в российском законодательстве». Комитет ссылается на законы, упомянутые правовым управлением («О специальных экономических мерах» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод…»), а также указывает на закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (164-ФЗ).
«Наличие коллизионных норм в разных законах создает трудности в правоприменительной практике, при выборе нормативного правового акта, которым нужно будет пользоваться при разрешении конкретной ситуации»,— разъясняется в заключении.
Кроме того, в комитете предлагают распространять санкции не только на те государства, которые «приняли официальные решения относительно присоединения к действиям США», но и на те страны, которые «своими практическими действиями осуществили фактическую поддержку таких недружественных действий».
При этом в комитете считают нужным «дополнительно обсудить вопрос о целесообразности введения запрета или ограничения ввоза на территорию РФ» лекарств, поскольку «введение указанной меры воздействия может негативно сказаться как на наличии необходимых лекарственных препаратов, так и на росте цен на них, что плохо отразится на положении наиболее уязвимых групп населения».
Еще одно заключение подготовил думский комитет по бюджету и налогам, где считают «важным поддержать те категории граждан, компании и отрасли, которые наибольшим образом подвержены санкциям»: «В связи с этим может потребоваться корректировка финансовой поддержки из федерального бюджета».
В комитете считают, что «профильным комитетам целесообразно уже сейчас совместно с правительством прорабатывать конкретные механизмы помощи».
Напомним, законопроект внесли в Госдуму 13 апреля спикер Госдумы Вячеслав Володин и главы четырех думских фракций, позднее к ним присоединились более 360 депутатов, а также некоторые сенаторы — Андрей Турчак, Константин Косачев, Сергей Рябухин, Дмитрий Мезенцев, Валерий Рязанский. Документ дает возможность правительству вводить ограничения и запрет на ввоз импортной алкогольной и табачной продукции, лекарств, продуктов питания, санкции могут коснуться программного обеспечения. Первое чтение запланировано на 15 мая. Большинство комитетов Совета Федерации концептуально поддержали проект; в комитете СФ по соцполитике во главе с Валерием Рязанским назвали ограничения на ввоз лекарств «несвоевременными», так как из-за запрета могут «подвергаться опасности жизнь и здоровье пациентов», и призвали проанализировать состояние рынка (см. “Ъ” от 25 апреля).