inDriver откроет Америку
Агрегатор такси из Якутии начал зарубежную экспансию
Сибирский агрегатор такси inDriver, недавно вышедший на московский рынок, начал международную экспансию с Мексики, где его главным конкурентом станет Uber. inDriver планирует инвестировать в международное развитие около $30 млн в течение года. Стратегия выхода на рынки развивающихся стран с невысоким средним чеком может помочь продемонстрировать растущие объемы поездок потенциальным инвесторам, считают эксперты.
О начале работы inDriver на мексиканском рынке “Ъ” рассказал гендиректор ГК «Синет», в которую входит сервис, Арсен Томский. «Вторую неделю работаем в городе Сальтильо»,— уточнил он. Население Сальтильо — 800 тыс. жителей, город находится в штате Коуила на северо-востоке страны. На момент старта к inDriver там подключено около 500 автомобилей. «Мексика — большая страна, там больше 50 городов с населением свыше 300 тыс. жителей, либеральное законодательство в сфере транспорта и подходящая нам конкурентная ситуация»,— объясняет господин Томский. Основным конкурентом сервиса выступает Uber, работающий в городе с 2016 года.
575 миллиардов рублей
достиг объем рынка такси в 2017 году (оценка аналитического центра при правительстве РФ)
В ближайшие месяцы inDriver начнет работать еще в нескольких городах Мексики, других стран Южной и Центральной Америки, Африки и США, говорит Арсен Томский. В течение года компания намерена инвестировать в международное развитие $30 млн и выйти в более чем 200 городах в разных частях света, а к концу 2019 года надеется войти в топ-6 сервисов на рынке по числу поездок. По словам господина Томского, компания планирует использовать для расширения как свои, так и инвестиционные ресурсы (в сентябре 2017 года inDriver привлекла $5 млн от фонда Leta Capital). Он отмечает, что «рынок такси разогрет, ведущие компании достигают очень высоких оценок стоимости».
Бизнес-модель inDriver отличается от большинства крупных агрегаторов такси.
Тариф на поездку определяется напрямую между пассажиром и водителем на основе торга в реальном времени.
Первоначальную цену предлагает клиент в момент вызова такси. Водители для использования inDriver платят фиксированную почасовую ставку или комиссию с заказа — 5–10% от стоимости поездки. «Компания принципиально не субсидирует поездки, что позволяет ей, в отличие от других агрегаторов такси, быть операционно прибыльной. Мы не сжигаем деньги в бесконечных ценовых войнах»,— утверждает Арсен Томский. Сервис работает в 120 городах России и СНГ. В марте 2018 года, по данным компании, в inDriver зафиксировано 8,9 млн внутригородских и 500 тыс. междугородних поездок.
Выход на рынки развивающихся стран интересен и логичен для участников рынка, стремящихся показать растущий объем поездок, считает основатель маркетплейса Guru.Taxi Александр Мерзликин. По его словам, средняя стоимость поездки в Мексике «в разы ниже», чем в Европе и многих городах-миллионниках России. «Речь идет о чеке в $3, это около 170 руб. Такой подход может дать хороший прирост в количестве поездок, что важно для инвесторов и акционеров, но он не сильно влияет на маржу»,— продолжает эксперт.
Инвестиции в развитие в размере $30 млн для стран Латинской Америки могут стать достаточной суммой, если речь идет о нескольких десятках крупных городов, считает господин Мерзликин, но «для сотни или нескольких сотен городов этого может не хватить». Исходя из модели субсидирования поездок, $30 млн — «это примерно ничего», их хватит месяца на три развития и точно не для выхода в США, спорит источник “Ъ” в одном из агрегаторов онлайн-заказов такси.