ТКО на новеньких
В Прикамье может появиться несколько «мусорных» операторов
Краевые власти существенно меняют схему обращения с твердыми коммунальными отходами. Если раньше в Прикамье планировалось выбрать единого оператора, ответственного за обращение с ТКО, то теперь рассматриваются варианты привлечения нескольких игроков. По одному из них, в крае будут работать от трех до девяти операторов, по другому — специализированные организации будут в каждом муниципалитете. Источник в правительстве говорит, что таким образом чиновники хотят снизить финансовые и правовые риски, которые несет выбор единого оператора. Участники рынка называют этот шаг логичным, но отмечают, что бюджету придется компенсировать затраты операторов, работающих в малонаселенных регионах.
Как стало известно „Ъ-Прикамье“, краевые власти могут отказаться от привлечения единого оператора по управлению региональной системой обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). По данным источника, знакомого с ситуацией, принято решение о привлечении сразу нескольких операторов. Вице-премьер, глава Региональной службы по тарифам (РСТ) Антон Удальев сообщил „Ъ-Прикамье“, что вариант с единым оператором по-прежнему обсуждается. При этом, по его словам, есть и варианты по децентрализации этих функций. Так, одна из возможных схем предполагает кустовой принцип: территории региона будут разделены между несколькими операторами, их может быть от трех до девяти. Другая, как говорит господин Удальев, предусматривает создание оператора в каждом муниципалитете. По его словам, власти проработали законодательную и тарифную основы для каждого варианта.
Напомним, к выборам регионального оператора краевые власти готовятся с 2016 года, после внесенных изменений в федеральное законодательство о передаче полномочий по обеспечению функций сбора и транспортировки отходов с муниципального на региональный уровень. В декабре 2016 года была утверждена схема обращения с отходами. Ее разработкой занимались ученые Пермского политехнического университета. Проект предусматривает выбор единого регионального оператора, который будет заключать договоры с потребителями и участниками рынка: с полигонами — на основании регулируемых цен, с перевозчиками — через проведение конкурсов. Схема также предполагала наличие компании-концессионера, которой предстоит построить инфраструктуру для реализации проекта. Предусматривался поэтапный вывод из эксплуатации существующих полигонов и свалок, а также строительство шести новых полигонов (в Березниках, Лысьве, Перми, Кунгуре, Чайковском и Нытве). Новые полигоны ТКО планировалось создать в непосредственной близости от мусоросортировочных станций.
В прошлом году краевые власти заявили о необходимости изменения принятой ранее схемы. Это решение было мотивировано тем, что в ряде районов затраты на вывоз ТКО на предлагаемые полигоны приведут к резкому увеличению тарифов. При этом рассматривалась возможность создания краевого предприятия, которое смогло бы победить в конкурсе по выбору единого оператора.
Как пояснил источник в правительстве, вариант с несколькими операторами стали обсуждать из-за желания снизить финансовые и правовые риски, которые могут возникнуть при работе одного оператора. «С 2019 года услуга по вывозу мусора переходит из жилищной в коммунальную, то есть оплачивать ее будут не управляющие компании, а жители напрямую, — рассказывает собеседник „Ъ-Прикамье“. — Анализ практики других регионов показывает, что в первые три года собираемость средств не превышает 40–45%». По его словам, если будет работать один оператор, то он единолично будет нести финансовые риски, и вынужден будет каким-то образом компенсировать затраты. «Если операторов будет несколько, то риски будут распределяться между участниками рынка, и „мусорный коллапс“ региону не грозит, — отметил он. — Кроме того, если даже результаты конкурса будут оспорены на какой-то территории, то другие операторы продолжат работать».
По другой версии, отказ от единого оператора связан с активным противодействием компаний-возчиков ТКО. По данным „Ъ-Прикамье“, изначально краевые власти видели в качестве регоператора краевой ГУП, однако перевозчики мусора якобы пообещали всячески блокировать его работу с помощью исков в судах.
«В целом ситуация с разделением края на нескольких операторов выглядит как логичный ход, который позволит снизить риски единого оператора в условиях, исторически сформировавшихся на территории региона», — говорит исполнительный директор Ассоциации операторов Пермского края в области обращения с отходами Тимур Мустафаев. При этом он отмечает, что участники рынка видят ряд «опасных моментов», например, сроки реализации новой схемы. «На протяжении последних лет речь шла исключительно о создании единого регионального оператора, — говорит господин Мустафаев. — Все шаги, в том числе принятие территориальной схемы, были сделаны под его появление». По его словам, чтобы реализовать сценарий с заходом в регион нескольких операторов, в действующей схеме должны быть определены зоны их деятельности. По данным Ассоциации, корректировка схемы пока не запущена. При этом для всех субъектов РФ срок начала деятельности региональных операторов ограничен 1 января 2019 года.
Как говорит Тимур Мустафаев, чем мельче будут зоны деятельности региональных операторов, тем существеннее будет различие в тарифах. «Чем выше плотность населения, тем проще осуществлять сбор и транспортировку ТКО, на которую и приходится существенная доля затрат в рамках тарифа. По нашим расчетам, к примеру, в Коми округе затраты на тонну перемещения ТКО почти в три раза выше, чем в среднем по краю, а собираемость будет в два раза ниже. Чуть лучше на западе края, но тоже цена в два раза выше, чем в Перми. То есть в случае разбивки на большое количество лотов, возможно, бюджету придется покрывать часть расходов для зон, где будет невысокая численность и большие расстояния», — пояснил он.