У Башкирского пароходства наступил судный день
Предприятие впервые не выйдет в навигацию
Башкирское речное пароходство (БРП), которое в прошлом году было объявлено банкротом, этой весной впервые за свою историю не откроет навигацию. Суда и недвижимость предприятия выставлены на торги. На последнем апрельском аукционе конкурсный управляющий Асват Сухов продал пять судов БРП, включая известный двухпалубный круизный «Башкортостан». За 11,4 млн рублей его приобрел уфимец Ильдус Кунафин. Новые владельцы судов рассказали „Ъ“, что намерены использовать их как по назначению, так и переоборудовать в гостиницы или пустить на металлолом.
Конкурсный управляющий Башкирского речного пароходства Асват Сухов сообщил „Ъ“, что в этом году предприятие не будет участвовать в навигации. «Навигации не будет»,— сказал он, отказавшись от продолжения разговора на эту тему.
БРП признано банкротом в мае прошлого года. Процедуру контролирует госинвесткомпания «Региональный фонд», скупившая долги предприятия перед крупными кредиторами. Требования кредиторов на начало процедуры несостоятельности оценивались в 152,8 млн руб., из которых 68,3 млн руб приходились на ФНС, 34,76 млн руб. — ЗАО «СТК-петролеум», 24,8 млн руб. — дочернее ООО «Речной порт Уфа», 14,7 млн руб. — на Сбербанк. В состав БРП входят еще три предприятия — ООО «Речной порт Уфа», ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» (ССЗ) и «Узел связи». Порт и «Узел связи» также банкротятся. Процедура банкротства ССЗ прекращена после того, как предприятие продало основной актив — недвижимость с земельными участками, пригодными для строительства жилья.
В апреле на торгах конкурсного управляющего путем публичного предложения были проданы пять судов БРП. Среди них — самый известный теплоход пароходства: двухпалубный «Башкортостан» (в прошлом сезоне арендовался Ространстуром). За 11,41 млн руб. при начальной цене 12,8 млн руб. судно купил уфимец Ильдус Кунафин. Уфимское ООО «Промэлектроснабкомплект» (с 2016 года принадлежит Зинфире Данилиной, а до этого — ООО «Мелеузовский элеватор») купило за 2,05 млн руб. теплоход «Ф. Кибальник» (начальная цена составляла 1,39 млн руб.). Теплоход «РТ-224» за 565 тыс. руб. достался жителю Рязанской области Алексею Гладилину, «Плавмагазин-05» — за 600 тыс. руб. ульяновскому предпринимателю Сергею Кашапову. Предприниматель из Магнитогорска Галина Кулаева купила за 678,45 тыс. руб. теплоход «Речной-27».
Инвентаризация установила у БРП 87 судов, включая 44 теплохода и 31 баржу. На торгах продано около 30 из них. Еще на этапе наблюдения пароходство продало имущество на 50 млн руб., в том числе девять теплоходов. Осенью прошлого года несколько судов, в том числе теплоходы «Луч-17», «Капитал Исламов», «Герой А.Головачев», «Герой Ю.Гагарин», «В.М.Зайцев», «Мулланур Вахитов», «Бригантина», «Габдулла Тукай» и другие на торгах купили покупатели из Уфы, Ростова, Астрахани, Нижнего Новгорода и Перми.
Распродажа активов предприятия продолжится в июне, когда пройдут новые публичные торги. Среди лотов — суда, понтоны и наземный транспорт, здания на улице Ахметова, 207 и Ленина, 87. Офис на улице Ленина — самый дорогой лот. Его начальная цена определена в 61,75 млн руб., цена отсечения — 70% от начальной. Здание находится в залоге у «Регионального фонда».
„Ъ“ опросил покупателей судов БРП. Генеральный директор ростовской компании «Каспи-тур» (купила теплоход «Бригантина») Сергей Пипенко сообщил „Ъ“, что судно находится в плачевном состоянии, но после ремонта, возможно, будет эксплуатироваться — «может быть и в Башкирии, если БРП сделает нормальный причал». Представитель нижегородской «Волгоречфлот» сказал, что теплоход «Муса Гареев» планируется использовать как плавучую гостиницу в районе поселка Воротынец под Нижним Новгородом. Теплоход «Герой А. Головачев» не обследовался с 2007 года, сообщили в пермском ООО «Дачный периметр». Компания рассматривает возможность его эксплуатации в реках бассейна Камы или переоборудования в гостиницу, но не исключает и утилизации.
Директор уфимского ООО «Агропромснаб», купившего теплоход «Мулланур Вахитов», Венер Князев сказал, что планирует использовать его как ресторан или гостиницу или сдать на металлолом. Предприятие купило также теплоход «Речной-52». Планы в отношении этого судна собеседник не уточнил.
Павел Юрченко, управлявший пароходством в 2014 году, резюмирует: «Мое личное мнение — цель банкротства всех предприятий группы БРП была достигнута. Те, кто сейчас контролирует процедуру банкротства, получили главный актив — речной порт Уфы вместе с принадлежащими ему карьерами и техникой, то есть бизнес по добыче и перевозке песчано-гравийной смеси. Это — курица, несущая золотые яйца, так как все дороги в Башкирии строятся на насыпях из ПГС. Это гарантированные, обеспеченные бюджетом несколько миллиардов рублей в год». Предназначенные для перевозки ПГС рабочие баржебуксирные составы, принадлежавшие БРП, по мнению собеседника, выставлены на аукцион по завышенной цене, и их никто не купит. «Они останутся в распоряжении порта бесплатно. Остальной металлолом купят случайные энтузиасты и металлоломщики»,— заключил он.