Современное искусство записалось в Ленинку
Премия «Инновация» экспериментирует с выставочными пространствами
Государственная премия в области современного искусства «Инновация» уже объявила своих обладателей, но помимо премиальной церемонии в нынешнем году ее самым интересным начинанием стал эксперимент с показом работ номинантов и лауреатов. Часть их представлена на специальном сайте, другая — в залах Российской государственной библиотеки. Комментирует Игорь Гребельников.
За решением представить выставочные и образовательные проекты, выдвинутые на «Инновацию», частично — виртуально, частично — реально, но в нетипичном для подобных экспозиций месте, есть вполне определенная проблема. Как донести до любопытного к премиальному процессу зрителя те произведения и проекты, что уже состоялись в другое время, в другом месте? И как сделать так, чтобы и до, и после награждения (в конце концов, сама церемония — событие более светское, нежели художественное) желающие могли составить собственное представление, развернутое и полноценное, о премиальных итогах?
Зарубежный опыт тут вряд ли поможет: среди тамошних важных премий, кажется, нет таких, где практически на равных состязались бы и «персоналки» художников, и большие кураторские проекты, и образовательные затеи. И, скажем, когда в Лондоне дело доходит до награждения престижной премией Тернера, то к этому времени выставка четырех художников из ее шорт-листа, проходящая в просторных залах галереи Tate, уже в течение нескольких месяцев является одним из самых обсуждаемых событий.
С номинантами «Инновации» такого не бывало никогда: как в Москве одновременно и эффектно показать воркшоп для местных музейных работников в Перми, или иммерсивный спектакль, или целую Уральскую индустриальную биеннале? В разные годы в тесные залы ГЦСИ на Зоологической улице втискивали фрагменты работ номинированных художников, но при этом выставка неизбежно оказывалась щедро разбавленной всякого рода описаниями, фото- и видеодокументацией — зрелище, прямо скажем, интересное скорее профессионалам.
На этот раз огромный массив информации по номинированным проектам разместили на сайте http://2018.artinnovation.ru, а что-то — причем достаточно эффектно — до 12 мая экспонируется в читальных залах, на лестнице, в анфиладе и закутках Российской государственной библиотеки. Вход относительно свободный: достаточно иметь при себе читательский билет.
По словам куратора выставки Александра Буренкова (кстати, победителя прошлогодней «Инновации» за проект, показанный в фитнес-клубе), это попытка «реинтерпретации медиума, того, как показывать выставку номинантов премии... насколько можно верить документации».
Попытка отчасти удалась: по крайней мере некоторые проекты в библиотечных стенах (и вообще в контексте этого хранилища знаний) приобрели большую основательность и даже монументальность, особенно те из них, которые основаны на архивных разысканиях художников. Так, «Журнал наблюдений» Сергея Кищенко, обращенный к истории спасения коллекции семян растений, собранных Николаем Вавиловым, эвакуированных во время войны из Ленинграда, но в итоге захваченных немцами, перемещенных в австрийский Грац, где Институт генетики растений СС использовал их для экспериментальных посевов, занял не только один из самых больших залов библиотеки, но и пару коридоров со стеллажами книг Вавилова, его оппонента Лысенко, а также шкаф-обманку с «репрессированными» трудами по генетике, долгие годы хранившимися в спецхранах. В рамках этого проекта Кищенко и австрийская группа художников RESANITA засеяли семенами, вывезенными из блокадного Ленинграда, поле под Грацем и вообще продолжают детально исследовать этот эпизод в истории как науки, так и войны, о чем на выставке напоминают графика, фотографии, микрофильмы, а также банки с семенами, которыми уставлены все столы читального зала.
Другой проект, обращенный к теме восстанавливаемого по архивам прошлого,— «Бумажная память» Хаима Сокола, впервые показанный в ЦТИ «Фабрика». Художник извлек из архива московской фабрики технических бумаг «Октябрь», в советские годы занимавшейся разного рода обработкой бумаги, как образцы продукции, так и истории ее безвестных работников, сохранившиеся в документах отдела кадров: в личных делах, заявлениях, приказах. Все это послужило материалом для серии графических листов, представленных в виде альбома, обрамленных в рамки композиций и видео: работы экспонируются на библиотечных столах.
Видимо, сложнее было вписать в библиотечный антураж произведения, ориентированные на обстановку белого выставочного куба. Но и здесь есть явные удачи, как, например, гигантские полотнища из строительной пленки и баннеров Егора Федоричева, свисающие со стен одного из переходов и своей декларативно «бедной» эстетикой выгодно контрастирующие с советским ар-деко интерьеров Ленинки (до этого в меньшем масштабе они выставлялись на «Винзаводе» и в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, которому «Инновация» присудила в этом году спецприз «За поддержку современного искусства в России»). Или проект MIGRATIO Валерия Айзенберга, в свое время показанный в залах Московского музея современного искусства: тогда это была ретроспектива, но картины, графика, объекты располагались не хронологически, а ассоциативно, что было призвано вызвать у зрителя мгновенный эмоциональный отклик. В РГБ картины Айзенберга развешены вдоль узкой винтовой лестницы, а также в одном из служебных помещений, где, кстати, только благодаря этой выставке и можно оказаться. Конечно, впечатление не то, что в музее, но, как пошутил художник, эта библиотечная лестница в своем роде почти что пандус нью-йоркского Музея Гуггенхайма, в свое время открывший публике возможность новых ракурсов для знакомства с произведениями.
Кстати, теме взаимоотношений зрителя и произведения в выставочном пространстве, того, как смотреть искусство, посвящен проект победителя «Инновации» в номинации «Художник года» Владимира Логутова. Его «Следующий уровень», показанный на «Винзаводе», представлял собой каскад ракурсов и диапазон возможностей белого куба для экспонирования произведений. Выставка подробно исследовала рождение абстрактной живописи и варианты ее судьбы в восприятии зрителя — того, как картины становятся неотделимыми от выставочного пространства и, по сути, развивают то самое «расширенное смотрение», возможность видеть не только глазами, но и затылком, о котором мечтал Михаил Матюшин. В библиотеке этот процесс разворачивается на столах и стенах, открывая новые возможности для этого пространства, впервые впустившего в себя современное искусство. И это, пожалуй, главный результат выставки «Инновации» в Российской государственной библиотеке, которая до этого жаловала в качестве экспонентов разве что советских плакатистов, книжных графиков и редкие книги.