«5 граммов вещества будет достаточно, чтобы десятки тысяч человек отравить»
Химик Вил Мирзаянов — о дозах «Новичка»
В ОЗХО заявили, что не смогут установить точное количество вещества, которым были отравлены экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Об этом сообщается на сайте организации. «Количество, вероятно, следует охарактеризовать в миллиграммах. Тем не менее, анализ проб, собранных ОЗХО, показал, что обнаруженное вещество имеет высокую чистоту, стойкость и устойчивость к погодным условиям», — говорится в сообщении. Ранее глава ОЗХО Ахмет Узюмджю заявил, что для отравления Скрипалей было использовано от 50 до 100 г ядовитого вещества. Эти данные вызвали негодование химиков, которые называют себя разработчиками вещества. В частности, в интервью «Коммерсантъ FM» один из них — Вил Мирзаянов — подчеркнул, что даже 1 мг было бы достаточно.
— Глава ОЗХО заявил, что в Солсбери при отравлении Скрипалей использовали от 50 до 100 г «Новичка» в жидкой форме. Наскольно правдоподобны эти данные, учитывая эффект, который вещество оказал на пострадавших?
— Нет, это неправдоподобные данные. Это слишком много, это фантастика, столько не надо, столько невозможно. Когда мы работали, 50 г — это была предельная норма хранения в комнате в дневное время «Новичка» и других нервнопаралитических веществ в специальном сейфе под вентиляционной тягой. Мы утром получали и вечером сдавали. Это слишком опасная вещь для всех, можно натворить такое, что там будут уже не единицы, а сотни жертв, и даже больше. Поэтому это фантастика.
— А сколько человек можно отравить такой дозой?
— В среднем теоретически вещества класса «Новичок» — их там много — 1 мг на человека достаточно, чтобы отравить, то есть 0,001 г. Танцуйте из этого.
5 граммов будет уже достаточно, чтобы десятки тысяч человек отравить теоретически.
Хотя все зависит от условий использования — метеоусловий, всех прочих, от того, как это используется, как это доставляется на жертвы. Но тем не менее, 1 г достаточно теоретически для тысячи человек, а тут 5 тыс. будет. Поэтому это фантастика.
— Британская пресса писала, что в день отравления в Солсбери был туман, а вы говорили, что в условиях влажности «Новичок» не так эффективно действует. Может быть с этим связано такое количество?
— Нет, это недопустимо, мало-мальски грамотный химик не допускает такие количества — это чрезвычайно опасно, это вообще никто этого не санкционирует, это безумие.
— Также глава Организации по запрещению химоружия сказал, что «Новичок» теперь внесли-таки в перечень веществ, за которыми следят ОЗХО. Что это означает, что изменится теперь?
— Теперь можно будет контролировать соответствующие центры, но только центры. А другие, например, предприятия вряд ли — конвенцию там не утвердили. Это нужно для инспекции центров, где исследовательские работы ведутся. Во-вторых, они подлежат теперь контролю на таможнях, на границах. Это была моя цель, я 28 лет боролся за это, и наконец, моя мечта, моя цель почти достигнута.
— Вы сказали, что будут контролироваться центры, которые производят химическое оружие. Но это же не исключает того, что вещество может в каких-то кустарных условиях производиться при наличии квалифицированных химиков? Получается, что внесение «Новичка» в этот перечень не исключает его нелегального производства?
— Конечно, всегда можно найти лазейки. Тем не менее, если уж запрещено, значит, можно контролировать прекурсоры для того, чтобы синтезировать эти вещества, много чего можно контролировать и достичь какой-то приемлемой цели. Так что это очень положительный шаг. А какие-нибудь высококвалифицированные химики без опыта этого делать не могут, еще раз хочу подчеркнуть, какими бы грамотными они ни были, если они не прошли многолетнюю школу обучения в таких центрах, как ГосНИИОХТ, Эджвуд в Соединенных Штатах и Портон-Даун в Англии. Без этого террористы или кто-то там за это не возьмутся, это чепуха все.
— Накануне президент Чехии Милош Земан заявил, что в его стране тоже производили «Новичок», это действительно возможно?
— Почему нет? Это возможно, конечно. В советское время чехословацкий армейский центр противохимической обороны был очень, так сказать, квалифицированным, так что у них, наверное, такая школа есть. Раз у них есть такой центр, не составляет труда синтезировать 5 г. Я знаю, что в Гааге иранские специалисты, следуя формулам из моей книги, синтезировали и внесли эти данные в компьютеры соответствующих приборов. Но это было не совсем легально, наверное. А сейчас будет совсем уже легально с решением ОЗХО.
— Получается, учитывая это заявление, разваливается версия обвинения, что «Новичок» могли произвести только в России?
— Нет, почему же? Если англичане расшифровали, чем это отравили, значит, они имели данные, по крайней мере, масс-спектральные данные на своих приборах. А масс-спектральные данные без того, чтобы синтезировать вещество, а потом его подвергать анализу, невозможны, поэтому, конечно, это можно сделать в таких центрах. Я подчеркиваю, только в центрах. Но одно дело — вы можете синтезировать, но другое дело — изучать все свойства вещества, чтобы им пользоваться в любых целях. Это требует очень много времени и средств. На исследования «Новичков» было затрачено 15 лет минимум. Но разве в Чехословакии, там где-то в Англии такие обширные исследования были проведены? Нет. Конечно, это в Советском Союзе. Более того, в моей книге я описал один из «Новичков» — А230, он был принят в качестве вооружения советской армии, это я утверждаю с полной ответственностью. Так что такой опыт имеется только в России. А все остальные калибровки своих приборов получили, синтезировали, вот и все. Это не так просто. Подчеркиваю, минимум 15 лет исследовались свойства. Там много чего открыто было, много чего неизвестно было. И я их не раскрываю, но это не такое простое дело: взял, синтезировал, и все. Как бы не так.
К каким выводам привело расследование ОЗХО по «делу Скрипаля»
В середине апреля ОЗХО обнародовала отчет о расследовании отравления Скрипалей. Эксперты организации «подтвердили выводы Соединенного Королевства о составе токсичного вещества», не став публично упоминать его название. При этом точное происхождение вещества эксперты не установили. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон между тем счел выводы ОЗХО очередным доказательством причастности к отравлению России.