Георгиевская лента снова в бизнесе
Законно ли коммерческое использование патриотической символики
В интернете призывают бойкотировать товары с георгиевской лентой. Активисты в соцсетях предлагают даже штрафовать предпринимателей за коммерческое использование символов Победы. В Сети возмутились тем, что в канун 9 мая на продуктах питания, одежде и в рекламных материалах изображают Вечный огонь, Родину-мать, ордена и медали Великой Отечественной войны. Споры вокруг этой темы не утихают уже несколько лет подряд, однако правовой статус патриотической символики до сих пор и не определен. С чем это связано и кто на этом зарабатывает, разбиралась Аэлита Курмукова.
В интернете появились сотни фотографий продукции с использованием символов Победы: георгиевская ленточка в качестве декора прилавка или принта на нижнем белье, на упаковке колбасы, крабовых палочек, домашней обуви и даже в рекламе салона, предлагающего интимные стрижки.
Пользователи задаются вопросом: почему до сих пор нет запрета на использование черно-оранжевой ленты в коммерческих целях? В свое время за это выступали многие политики. В прошлом году, казалось бы, лед тронулся: экспертно-консультативный совет «Единой России» по вопросам гражданского общества одобрил инициативу запретить использование георгиевской ленточки в рекламных целях. Однако до законопроекта дело так и не дошло, поясняет замсекретаря генсовета «Единой России» Евгений Ревенко: «Встал вопрос: что мы вносим в этот перечень? Только ли георгиевская лента? Изображения маршалов, орденов и медалей, символа Вечного огня? Выяснилось, что это почти невозможно. Здесь скорее вопрос не юридический, а морально-этический. Я обратился к руководству предпринимательской платформы партии для того, чтобы они еще раз по всем регионам, по всем своим каналам, по линии ТПП, «Опоры России» обратили внимание предпринимателей на недопустимость использования символов Победы в маркетинговых и рекламных целях».
Вопрос использования георгиевской ленточки в коммерческих целях не планирует рассматривать и комитет ГД по государственному строительству и законодательству. Это вопрос морали, а не права, подчеркнул замглавы комитета Михаил Емельянов: «Это вопрос совести коммерсанта: насколько такая ценность, как Победа и ее символ — георгиевская лента — совместимы с коммерческими интересами отдельных фирм. В повестке не стоит такой вопрос».
Получается, что раз нет юридического статуса — и в ближайшее время, видимо, не будет, — а запрет на коммерческое использование прописан лишь в кодексе самой акции «георгиевская ленточка», значит, все можно? Штамповать символы победы на трусах, бутылках водки и использовать в рекламе ночных клубов? Такое отношение недопустимо, говорит президент Российского союза ветеранов Владимир Романенко: «Георгиевская ленточка — это символ нашего народа. Ветеранов с ней связывают те великие победы, которые были достигнуты в прошлом. И думать о том, что это принесет какие-то бизнес-успехи, продажи каких-то товаров, убого».
Тем не менее, георгиевскую ленточку в маркетинговых целях бизнес использует вот уже 13 лет — с момента начала этой акции. И делает это, чтобы выделиться и обойти своих конкурентов. В этом, возможно, и плюс. Но на фоне общественного возмущения такие производители скорее несут репутационные потери, резюмирует президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов: «Здесь юридические тонкости, должна быть прямая норма прописана. Я разговаривал с президентом Ассоциации коммуникационных агентств, наверное, будем поднимать этот вопрос в рамках Ассоциации, принимать какие-то регулируемые нормы в этом вопросе, обращаться к объединениям производителей — в «РусБренд», в «Роспрофсоюз». Прямая норма должна быть введена, я бы поддержал».
Прямого запрета на использование изображения георгиевской ленты и символов Победы нет, но защитить их можно — пока только в суде. Слоганы «победные цены», или «победный вклад» с изображением, к примеру, образа Родины-матери прямо нарушают закон о рекламе и могут расцениваться как оскорбление образов культурного наследия народов России.