«Относитесь к другому человеку как к себе самому, и тогда все будет хорошо»
Елизавета Муравкина, исполнительный директор благотворительного фонда «Галчонок»:
В России на протяжении долгого времени дети с особыми потребностями не пересекались с нейротипичными детьми, то есть с обычными школьниками, из-за сегрегации в системе образования. Инклюзивное образование в корне меняет подход к данной проблеме и в то же время поднимает ряд других вопросов — например, о нормах и принципах общения с детьми с особыми потребностями. Сейчас в нашем обществе происходит переход от медицинской модели инвалидности к социальной, то есть такие слова, как «больной», «болеет», «лечение», «ненормальный», «ограниченный», уже неактуальны; лучше заменять их на «человек с инвалидностью», «программа помощи», «особые потребности». Общество ставит ограничения по инвалидности, отношение людей к понятию возможностей и прав человека с инвалидностью делает ключевое понятие социальным.
Сколько инвалидов в России
Сегодня грамотная профессиональная терминология в рамках инклюзивного образования переходит на новый уровень культуры инклюзии и этики. Люди, дети с особыми потребностями не нуждаются в особом отношении, в жалости или снисходительности тем более. Фонд «Галчонок» работает с детьми с органическими поражениями центральной нервной системы и их семьями. Самые общие правила общения с нашими подопечными и их семьями выглядят так:
Когда вы разговариваете с ребенком с особыми потребностями, обращайтесь прямо к нему, по имени. Никогда не говорите про ребенка в третьем лице в его присутствии. Старайтесь поймать его взгляд. Не стесняйтесь спрашивать, как правильно и лучше обращаться с детьми, у них самих.
В зависимости от особенности ребенка анализируйте заранее, как он будет реагировать на количество людей вокруг, на обстановку, на прикосновения. Пожать руку важно и нужно, только если ребенок тактильный.
Важно предлагать помощь, в случае, если она действительно нужна или если ребенок сам об этом просит. Гиперопека не готовит ребенка к достойной и максимально самостоятельной жизни.
Разговаривая с ребенком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы — ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Можно предложить альтернативные способы общения: карточки, планшеты и тому подобное. Не бойтесь переспрашивать или уточнять.
Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не управляйте ей без разрешения человека, который в ней находится. Заранее изучайте доступность мест и архитектурные барьеры, продумывайте маршрут.
Если сомневаетесь, как вести себя и что говорить, рассчитывайте на свой здравый смысл. Относитесь к другому человеку как к себе самому, уважайте его — и тогда все будет хорошо.
«Инвалидом делает не коляска, а лестница»
“Ъ” собрал правила помощи людям с ограниченными возможностями