Золотой нестандарт
«Локомотив» вернул себе титул после 14-летнего перерыва
Главная интрига очередного чемпионата России по футболу умерла за тур до его окончания. Выиграв дома 1:0 у «Зенита», «Локомотив» гарантировал себе золото. После 14-летнего перерыва железнодорожники вернули себе чемпионский статус в стилистике, которую вряд ли можно считать классической: положившись на выпадающего из общеевропейского тренда тренера-ветерана Юрия Семина и игроков, имевших до появления в этом клубе репутацию активов рискованных или даже «токсичных».
Объяснить успех «Локомотива» стандартными для успеха любого клуба в любом чемпионате факторами можно. Во-первых, стабильность: чемпион обошелся без мини-серий хотя бы из двух подряд поражений, а первую и последнюю серию из трех матчей без побед выдал под занавес сезона, уже вплотную приблизившись к золоту: ее оборвала как раз принесшая золото встреча с «Зенитом». Иными словами, он обошелся даже без относительно глубоких падений. Во-вторых, потрясающая аккуратность, концентрация. Вряд ли есть эксперт, который захотел бы спорить с тем, что в российском чемпионате не было команды, которая бы делала так мало подарков оппонентам, так мало помогала им, как «Локомотив». И отсутствие подарков и помощи — тоже признак мощи и потенциала.
Но в этом триумфе «Локомотива» все-таки, конечно, гораздо больше такого, что не укладывается в представления о «правильной» дороге к нему. В них, например, не слишком укладывается та же раскладка железнодорожников на дистанции первенства при всей ее внешней традиционности для чемпиона.
Важный ключ к золоту для клуба, на него замахнувшегося,— бережливость, умение брать все, что плохо лежит, в матчах против соперников ниже классом. Но у «Локомотива» по ходу чемпионата было по четыре поражения и ничьи с не претендующими на что-то грандиозное середняками или просто аутсайдерами, мечтающими исключительно о выживании в премьер-лиге. Два десятка пролетевших мимо в таких встречах очков — потери, представляющиеся если не приговором, то чем-то близким к нему. Но у «Локомотива» недобор в матчах против «Амкара», «Уфы», «Тосно», «Ахмата», «Рубина» не превратился в катастрофический благодаря вдруг проснувшейся у него способности брать максимум в играх с грандами. Статистика его противостояний с ними куда удивительнее, чем статистика матчей против середняков и слабаков: в восьми матчах со «Спартаком», ЦСКА, «Краснодаром» и «Зенитом» железнодорожники проиграли лишь однажды, когда в предыдущем туре их одолели краснодарцы.
В эти представления не слишком укладывается состав «Локомотива». В нем на ключевых ролях оказалось сразу несколько футболистов, инвестиции в которых смотрелись чрезвычайно рискованными. Россиянин Игорь Денисов пришел в «Локомотив» в 2016 году с репутацией игрока со скверным характером, то и дело влипающего в скандальные истории, постоянно ссорящегося с тренерами и руководителями. Перуанец Джефферсон Фарфан приехал в Москву вскоре после Денисова из чемпионата Объединенных Арабских Эмиратов с репутацией игрока, в свое время неплохо пошумевшего в Европе, но на четвертом десятке уже в общем-то плюнувшего на карьеру и держащего в уме пенсию. Португальца Эдера «Локомотив» перед этим сезоном подписывал на фоне рассуждений о том, что соблазниться решающим голом форварда в ворота французов в овертайме финала чемпионата Европы 2016 года было глупостью. Ни до, ни после него тот ничем выдающимся в жизни не отметился.
Денисов в счастливо для «Локомотива» завершающемся сезоне был лучшим опорником российского чемпионата, королем отборов, титановой скрепой железнодорожников в центре поля, а поводов говорить об «обратной стороне» своей личности почти не давал. Фарфан совершенно не походил на человека, утратившего спортивный голод, а наоборот, поражал аппетитом, переквалифицировавшись из хавбеков в форварды, и забил десять мячей. У Эдера мячей было четыре, но, в конце концов, среди них — «золотой» «Зениту», и про него также нельзя было сказать как про лишнее или слабое звено «Локомотива».
В американском спорте есть такой термин — «кража». Это когда клуб в поздних раундах драфта берет никем не замеченного, часто довольно дешевого игрока, умудрившись разглядеть в нем потенциал. Так вот, в «кражах» чемпионский «Локомотив» был, безусловно, хорош.
В представления о «правильном» чемпионстве не слишком укладывались отношения внутри его штаба. Главный тренер Юрий Семин и президент Илья Геркус, кажется, и не пытались наглухо замаскировать наличие противоречий между ними, тот факт, что в данном случае, строго говоря, речь о связке той же прочности, с тем же высочайшим градусом взаимопонимания, что была у Семина в его «прошлой жизни» в «Локомотиве», в 1990-е — начале 2000-х, с занимавшим президентский пост Валерием Филатовым, не идет. Более того, некоторые высказывания наставника намекали на то, что ситуация чревата «взрывом». Но ни «взрыва», ни какого-то явного срыва, связанного с разногласиями руководителей, так и не случилось.
Наконец, в эти представления не укладывалась сама фигура тренера, так здорово вышколившего «Локомотив», так здорово умеющего находить общий язык и позицию на поле для самых проблемных игроков. Приглашение Юрия Семина на этот пост летом 2016 года выглядело отличным пиар-ходом. «Локомотив», расставшийся с прежним президентом Ольгой Смородской, поменявший менеджмент, показывал уставшим ждать возвращения на вершину поклонникам, что помнит о том, с кем команда на нее взбиралась, кого они по-прежнему обожают. По всем футбольным канонам Семин должен был стать для него «переходной» фигурой: ветеран, возрождающий любовь и доверие болельщиков, восстанавливающий клубный имидж, дальше уступает место тому, кто соответствует современным трендам.
Юрий Семин, уже перешагнувший 70-летний рубеж, им точно не соответствовал. Востребованный и успешный тренер — это молодой или моложавый, чаще всего годящийся Семину в сыновья, специалист наподобие Пепа Гвардиолы, Юргена Клоппа, Жозе Моуринью, Зинедина Зидана, их коллег из российского чемпионата — Массимо Карреры, Роберто Манчини, Виктора Гончаренко, проигравших со своими «Спартаком», «Зенитом», ЦСКА ветерану. Но никак не «динозавр», чьи взгляды на футбол формировались в предыдущем столетии. Нынче современность ценится дороже жизненного опыта, мудрости.
Этих «динозавров», сверстников Семина, кому под 70 или за 70, в элите европейского клубного футбола остались единицы. На ум придут разве что Арсен Венгер из «Арсенала» и Юпп Хайнкес из «Баварии». Но оба по окончании сезона покидают свои клубы и, похоже, вообще элитный футбол. А 71-летний Семин еще перед матчем с «Зенитом», несмотря на возраст и внутриклубные трения, продлил контракт с «Локомотивом», с которым взял уже 11-й трофей и который, кажется, без него претендовать ни них не может. Впрочем, и у Семина ведь, после того как в 2005 году он ушел из «Локомотива» в сборную России и до своего «четвертого пришествия» в клуб спустя десятилетие с лишним (до него ему довелось недолго потрудиться в нем и президентом, и наставником), получалось так себе.