Россия и Украина играют в морской бой
Стороны обменялись задержаниями судов
В отношениях Москвы и Киева разгорается новый конфликт, грозящий открытым противостоянием в Азовском и Черном морях. Его эскалацию вызвало задержание российскими пограничниками у берегов Крыма украинского рыболовецкого судна ЯМК-0041. Инциденту предшествовало ужесточение российскими властями с 30 апреля мер безопасности в Керченском проливе, включающее досмотр судов, следующих на Украину в порт Мариуполя. В свою очередь, украинская сторона продолжает удерживать экипаж российского судна «Норд», задержанного в Азовском море. На Украине заговорили о возможной морской блокаде со стороны России и путях ее преодоления.
Инцидент с рыболовецким судном ЯМК-0041, приписанным к порту Очаков (Николаевская область), с пятью украинскими моряками на борту произошел в минувшую пятницу у берегов Крыма, западнее мыса Тарханкут, в исключительной экономической зоне России. После задержания судно, занимавшееся добычей камбалы, вместе с экипажем было сопровождено в Крым для проведения процессуальных действий, при этом в ходе досмотра ЯМК-0041 российские пограничники изъяли орудия лова — несколько километров сетей.
Украинская сторона предсказуемо восприняла инцидент с негодованием. МИД Украины направил России ноту протеста. Представитель украинского дипломатического ведомства Марьяна Беца назвала действия России «узурпацией суверенных прав Украины». «Украина остается прибрежным государством по отношению к акваториям, прилегающим к Крыму, включая территориальное море, простирающееся на 12 морских миль от его побережья»,— заявила госпожа Беца.
Собеседник “Ъ” в администрации президента Порошенко заявил, что «Россия действовала по-пиратски, захватив чужую собственность и нарушив нормы морского права». Аналогичную оценку дал постпред президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин, заявивший о задержании «маломерного судна, занимавшегося ловлей рыбы, в исключительной экономической зоне Украины».
С другой стороны, представитель Госпогранслужбы Украины Олег Слободян признал, что задержанное судно оказалось за пределами 12-мильной морской зоны и, таким образом, все-таки пересекло украинскую границу. «Сказать, почему судно нарушило государственную границу Украины и оказалось в той зоне, которую мы считаем временно оккупированной Россией, сложно. Скорее всего, капитан отправился туда, где будет лучше вылов и не учел риски возможного задержания пограничными силами страны-оккупанта»,— заявил Олег Слободян.
Инцидент с украинским траулером произошел через считаные дни после того, как 30 апреля российские власти ужесточили меры безопасности в Керченском проливе, соединяющем Азовское и Черное моря.
«Россияне начали жесткую политику задержания и досмотра судов, следующих в сторону Украины»,— говорится в заявлении Госпогранслужбы Украины. Как следует из сообщения, некоторые суда были задержаны по нескольку раз.
Уже в первую неделю действия новых правил досмотру были подвергнуты сразу несколько судов, следовавших в порт Мариуполя. Так, 30 апреля российские пограничники досмотрели суда, команды которых состояли из граждан Украины, Турции, Грузии, Египта, Нигерии. На следующий день в Керченском проливе был остановлен теплоход под флагом Болгарии, следовавший по маршруту Ногаро (Италия) — Мариуполь. А 2 мая аналогичной процедуре было подвергнуто судно под флагом Панамы, направлявшееся в Мариуполь из Маргеры (Италия).
Несмотря на то что в ходе проведенных досмотров ни одного нарушения зафиксировано не было, действия российской стороны оказывают растущее психологическое давление на украинскую сторону.
Проводя аналогию с задержанием 25 марта в Азовском море российского рыболовецкого судна «Норд», экипаж которого продолжает удерживать украинская сторона, опрошенные “Ъ” политики и эксперты в Киеве и Москве говорят о том, что конфликт на Украине начинает обретать еще одну, морскую составляющую. «Фактически Украина и Россия вступили в морской бой, захваты судов могут продолжиться, созданные прецеденты вряд ли станут единичными случаями»,— пояснил “Ъ” депутат Верховной рады Александр Черненко.
Схожего мнения придерживается директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Ящик Пандоры открыт, и аресты судов продолжатся»,— заявил “Ъ” господин Карасев, по мнению которого, начинающаяся между Москвой и Киевом морская война еще больше осложнит решение проблем с обменом заложниками и приведет к дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта в целом. «Нашим ответом на происходящее стало, в частности, решение Совета по национальной безопасности и обороне Украины, которое синхронизировало украинские санкции против российских бизнесменов и ряда фирм с соответствующими санкциями США»,— заявил собеседник “Ъ” в администрации президента Порошенко.
Более того, на Украине впервые заговорили о возможной морской блокаде со стороны России и путях ее преодоления. Украинские активисты установили на административной границе с Крымом билборды, призывающие к «освободительному походу на Крым» и повторению крымской операции 1918 года, когда войска «Украинской народной республики» пытались взять Симферополь. В свою очередь, адмирал запаса ВМС Украины Игорь Кабаненко призвал «готовиться к различным негативным сценариям, вплоть до блокады прохода судов через Керченский пролив в Мариуполь и Бердянск». В связи с этим господин Кабаненко предложил рассмотреть вопрос об организации военных конвоев для сопровождения украинских судов в Керченском проливе, назвав такую меру «единственным способом обеспечить безопасность морских коммуникаций на стыке двух морей». «Американские патрульные катера класса Island смогут усилить возможности военного флота Украины, но они до сих пор не доставлены из США в Украину»,— посетовал адмирал.
«Ситуация в Азовском и Черном морях грозит дальнейшей дестабилизацией российско-украинских отношений, причем нынешние жесткие действия Москвы, предпринимаемые в ответ на инцидент с российским судном "Норд", не гарантируют ей успеха. Несмотря на то что российская сторона обладает несопоставимо большим потенциалом на море, не следует забывать, что за спиной у провоцирующего ее Киева стоят его западные партнеры. Дальнейшее обострение может быть чревато новым витком санкционной войны с Западом, продолжение которой не входит в интересы России. Таким образом, имеющая ограниченное поле для маневра Москва будет вынуждена тщательно взвешивать свои действия, чтобы избежать новой полномасштабной эскалации»,— заявил “Ъ” российский эксперт президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.