Электробусы подешевели за счет сервиса
Москва пытается сэкономить на ремонте общественного транспорта
Москва резко снизила цены госконтрактов по закупке электробусов: вместо 30 млрд руб. за первые 300 машин, более 90 зарядных станций и обслуживание техники в течение 15 лет город заплатит лишь около 19,3 млрд руб. Заказ на первые 200 электробусов поделен между группой ГАЗ Олега Дерипаски и КамАЗом. Удешевления техники столица в основном добилась за счет снижения стоимости сервиса. Это ставит автоконцерны в зависимость от новых контрактов: поставка техники в первый год приносит больше доходов, чем 14 лет обслуживания электробусов.
Москва все-таки закупит 200 электробусов по контрактам, обещанным мэром Сергеем Собяниным еще в середине 2017 года. Как он заявил 4 мая, на аукционах победили КамАЗ и группа ГАЗ. Каждый из автоконцернов поставит «Мосгортрансу» по 100 электробусов и 31 ультрабыструю зарядную станцию на 600 В. По словам мэра и данным сайта госзакупок, поставки начнутся в сентябре. Электробусы полностью должны быть поставлены к марту 2019 года, зарядки — уже к новому году. В «Мосгортрансе» и ЛиАЗе (входит в группу ГАЗ) уточняют, что зарядки унифицированы.
Мэр также пообещал выставить на аукцион в декабре еще один лот на 100 электробусов, а с 2021 года отказаться от закупок дизельных автобусов. В «Мосгортрансе» подтвердили эти планы: в 2019–2020 годах предполагается покупать по 300 машин в год, но о полной замене автобусов и троллейбусов «пока говорить рано». Сейчас у «Мосгортранса» больше 6,7 тыс. транспортных средств средним возрастом 4,7 года.
Как рассказывал “Ъ” 2 февраля, столица — пока единственный регион с четкими планами по развитию электротранспорта, но автоконцерны уже начали инвестировать в производство. В КамАЗе говорят, что вложили в проект 1 млрд руб., потребуются еще средства, сумма будет зависеть от объема заказов. В концерне надеются, что крупные города последуют примеру Москвы, но пока о других таких программах неизвестно. Участие в новом аукционе в КамАЗе не комментируют. В ЛиАЗе говорят, что продолжат развивать линейку электробусов и будут участвовать в аукционах.
По данным сайта госзакупок, заказ Москвы на электробусы разбит на три лота по 100 машин, на двух аукционах победили группа ГАЗ и КамАЗ с идентичными по цене заявками — 6,35 млрд руб. (соответствует выставленной городом максимальной цене). Цена третьего лота, который будет разыгран в декабре, выше — 6,57 млрд руб. Победители тендеров получают контракт жизненного цикла (КЖЦ) с поставкой техники и сервисом на 15 лет. По первым лотам поставка машин должна пройти до марта 2019 года, зарядных станций — до конца 2018 года.
Третьего претендента, «Белкоммунмаш», к торгам не допустили из-за отсутствия решения об одобрении крупной сделки и документов о стране происхождения товара (в «Мосгортрансе» заявили, что закупка соответствовала закону о госзакупках 44-ФЗ). При этом заявка белорусов по крайней мере по одному лоту была дешевле российских (6,315 млрд руб.), по другому — дороже (6,38 млрд руб.). С «Белкоммунмашем» связаться не удалось.
Таким образом, Москва резко снизила сумму контракта, который исходно оценивался в 30 млрд руб. на 300 электробусов.
Из расчетов максимальной цены следует, что коммерческие предложения по КЖЦ, запрошенные городом до аукционов, были значительно выше: по первым двум лотам — 10,3–10,8 млрд руб. при цене одного электробуса в 36–38 млн руб., по третьему — была заявка и выше 11 млрд руб. Стоимость одной машины в первых лотах город снизил примерно на 10%, до 33,55 млн руб., зарядки почти не дешевели (12,7 млн руб. за штуку). Но цена сервиса упала более чем вдвое, до 23,5 руб. в расчете на 1 км пробега (22,3 руб. в третьем лоте). На две трети снижена и ставка на сервис зарядок — до 44,9 тыс. руб. в месяц. В итоге более половины платежа по первым КЖЦ автоконцерны получат уже при поставке электробусов (3,36 млрд руб.) и зарядного оборудования (более 400 млн руб.). Затем выплаты будут гораздо ниже ожидавшихся (так, в 2019 году каждый из концернов получит за сервис лишь около 135 млн руб.).
При резком снижении затрат на сервис поставщики должны быть более заинтересованы в новых КЖЦ, чем в действующих. При этом из комментария «Мосгортранса» следует, что сам заказчик считает сервис существенной статьей расходов. В то же время в компании заверяют, что обновление парка «на формирование тарифов на проезд не влияет», в отличие от цены электроэнергии, топлива, запчастей и материалов.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров замечает, что Москва в целом является «трендсеттером» в структурировании КЖЦ. Выплату большей части суммы по контракту за поставку техники эксперт считает позитивным фактором для поставщиков и заказчика, поскольку это позволяет сэкономить, например, на кредитах и снизить валютные риски. Исходную ставку на сервис электробусов можно считать несколько завышенной, полагает господин Бурмистров. Но в ее снижении он не видит значительных рисков, хотя отмечает, что техника новая и какие-то «детские болезни» могут проявиться в процессе эксплуатации.