Мир, труд, Маркс
Сергей Строкань о «вечно живом учении» сегодня
Между Первомаем и Днем Победы незаметно вклинилась еще одна дата, оставшаяся для большинства человечества почти незамеченной,— 200 лет со дня рождения Карла Маркса.
Основоположник того самого «вечно живого учения», которое замахнулось на переустройство мира, однако так и не выиграло своего главного сражения с миром капитала, через два века после своего рождения все еще имеет фанатично преданную, хотя и немногочисленную, группу почитателей. Они продолжают верить, что марксизм не умер, а взял передышку. И «светлое будущее» не отменяется, а лишь откладывается.
С одной стороны, ортодоксальных «марксопоклонников» с каждым годом становится все меньше. Даже в России, где без знания основ марксизма когда-то нельзя было окончить ПТУ, не говоря уже о техникуме и тем более институте и университете, бывшие гордые обладатели зачеток с оценкой отлично по диалектическому и историческому материализму уже не хранят книги классика даже в сараях на даче. Убедиться в этом можно в те же майские дни, когда после зимней спячки вновь пробуждается дачная жизнь и в ходе весенних уборок на свалки вместе с продавленными старыми диванами и фибровыми чемоданами времен ХХ съезда КПСС выносят солидные коричневые тома в твердом переплете.
С другой стороны, подтверждений того, что почти забытый у нас Карл Маркс вовсе не стал историческим артефактом и в XXI веке продолжает жить в другой реальности, в мире предостаточно. Одно из них — существование Китая, претендующего на роль ведущей экономики мира, где классика чтут и поныне. Любопытный факт: в то время как на родине великого немца, в городе Трире, долгое время спорили, а заслужил ли Маркс памятник, китайские товарищи помогли его соотечественникам разрешить их терзания.
Китайцы отлили двухтонного четырехметрового бронзового Маркса на свои юани и доставили его в Трир. На днях здесь состоялась торжественная церемония его открытия. Любопытно, что за несколько лет до этого китайские коммунисты одарили памятником Фридриху Энгельсу его родной город Вупперталь.
Маркс и Энгельс Made in China — это и есть один из символов эпохи геополитического постмодерна, складывающей свой оригинальный пазл из обломков выброшенных на помойку учений и забытых доктрин. И поскольку все вокруг, что ни возьми, Made in China, то получается, что имеющие клеймо «Сделано в Китае» основоположники марксизма и сегодня остаются в тренде.
Впрочем, дело не только в Китае.
В целом май с его весенним обострением митинговой активности на огромном пространстве Евразии от Парижа до Еревана напоминает о том, что носителей бунтарского духа, которым «нечего терять, кроме своих цепей», гораздо больше, чем тех, кто готов по старинке открыто присягать на верность бородатому гуру несуществующего мирового пролетариата.
Это и есть современная армия анонимных марксистов, или, точнее, постмарксистов, способных оказывать спонтанное и внесистемное влияние на мировую политику. Живи Маркс сегодня, он вполне мог бы стать лидером антиглобалистов, напоминающих о своем существовании громкими протестными акциями перед каждым саммитом «семерки». Или вождем каких-то других групп, не видящих возможности решения тех или иных острых проблем в рамках традиционных институтов постиндустриального общества.
Получается, что через двести лет после своего рождения Карл Маркс — нигде и везде. Его нет, но он есть, нужно лишь более внимательно посмотреть вокруг.