«Мы с отцом готовили передачу мне полномочий»
Филипп Генс о том, как будет руководить «Ланитом»
Новый президент «Ланита» Филипп Генс не планирует радикальных изменений в управлении группой и не рассматривает появление в ней новых акционеров, рассказал он в интервью “Ъ”.
— Что изменится в функционировании группы компаний?
— «Ланит» исторически строился на принципе независимых компаний, их руководство неплохо работает. Более того, мы с отцом готовили передачу мне полномочий. Мы не успели, к сожалению, все завершить. Мы бы об этом объявили месяца через три-четыре, скорее всего. Процесс был запущен, я глубоко в теме, сейчас назначаюсь и подхватываю абсолютно все, что происходило. Раньше я в основном отвечал за ритейл. Сейчас буду заниматься им чуть меньше, больше — «Ланитом». Конечно, сотрудники переживают, потому что масштаб личности уникален. Но в целом все собрались и продолжаем работать в штатном режиме. Мы исполняем все обязательства, у нас хорошее финансовое состояние, в прошлом году были неплохие результаты. В целом операционное управление не изменится вообще, все наши топ-менеджеры работают много лет, я на всех довольно сильно рассчитываю, верю в них и планирую текущую парадигму управления сохранить.
— Какие будут приоритеты у «Ланита»?
— Мы развиваем все наши бизнесы, все считаем одинаково важными, все неплохо растут. Мы ничего менять не будем, все будет развиваться, как развивалось. Основная задача, как и была, расти быстрее рынка и занимать лидирующие позиции. Это был тезис моего отца, этим же лозунгом и я собираюсь руководствоваться. Как и планировали, будем развивать новые направления. Попытаемся что-то поделать на блокчейне. Потому что если отбросить криптовалютный хайп, то блокчейн очень хорошая технология.
— Какой план по росту на текущий год?
— План роста — 15–20% в год. Весь рынок, мне кажется, будет на уровне прошлого года, возможно, будет небольшой рост.
— Основной бизнес «Ланита» — это госконтракты?
— Нет, это не так. Доля финансового сектора в интеграционных проектах группы — 31%, а государственного — всего около 22%. Наш бизнес в целом человеконезависимый. У нас множество договоров, которые позволяют обеспечить устойчивый рост. При этом мы все время участвуем в новых тендерах.
— «Ланит» останется семейной компанией? Кто будет владеть основным пакетом акций?
— Останется семейной компанией, безусловно. Моя сестра Елена Генс будет курировать социальные проекты, которые «Ланит» поддерживал. Это серия выставок Livre d'artiste в Пушкинском музее, внедрение IT на сцене Театра Ермоловой и многое другое. О владении пока не буду говорить подробнее, потому что мы сейчас сами еще не разобрались, как все будет выглядеть.
— Получали ли вы предложения от других групп о вхождении в «Ланит» в качестве акционеров? Что думаете об этой идее в принципе?
— Нет, не получали. Мне, честно говоря, нравится, как все у нас устроено, я бы продолжал жить в этой же парадигме. Никакой необходимости в приходе новых акционеров нет.
— У «Ланита» также остается целый ряд конфликтных вопросов.
— Они всегда есть. Большая компания, большой бизнес.
— Как вы будете разбираться, в частности, с судебным спором с ЦБ (в апреле «Ланит» подал иск к ЦБ, оспаривая разрыв контракта на разработку перспективной платежной системы.— “Ъ”)?
— Мы с ЦБ работаем уже много лет, всегда были хорошими партнерами, параллельно работаем по другим проектам. Я попробую, конечно, конфликт этот решить мирным путем, надеюсь, что получится.
— В конце прошлого года в офисе «Ланита» проходили следственные действия. Какие последствия для группы это имело?
— Никаких. Мы всегда взаимодействуем с проверяющими органами и предоставили бы с удовольствием все документы, если бы они запросили, но они выбрали вариант прийти и найти самим. Их интересовал контракт с Пенсионным фондом 2012 года. По итогам проверки нам никаких обвинений предъявлено не было. Ничего дальше в этой истории не происходит.
— 2 мая ТАСС сообщал, что в магазинах re:Store получили некие письма с угрозами и требованием перечислить 1 млн руб.
— Это хулиганство чистой воды. Мы передали все эти письма соответствующим органам, они еще разбираются, нам не говорят пока о результате.
— Какая сейчас ситуация в ритейле? Как отразился скачок курсов валют, повысили ли вы цены?
— Цены не изменились. Мы работаем в России и закупаем товары здесь у вендоров. Они и принимают решение, как реагировать на изменения курсов валют, а мы соответственно изменяем цену на полке, если изменяется закупочная цена.
— Рынок детских товаров растет, но группа недавно отказалась от развития магазинов с детскими товарами под брендом Rookie, а в 2016 году закрыла магазины под брендом Prenatal. Почему?
— Мы на самом деле Rookie не закрыли, а ребрендировали в Street Beat Kids. Мы делаем зонтичный бренд, потому что Street Beat — узнаваемый, хороший, легкий, а Rookie — ну, непонятное название, решили сменить его.
A Prenatal — это не наш формат оказался, детские товары специфичная тема, довольно сложная. Да, рынок рос, но бизнес требовал непропорциональных усилий. Потому что мы не очень умеем, как выяснилось, с этим работать. Мы решили сфокусироваться на том, где у нас хорошо получается, где отдача выше, а Prenatal закрыли.
— В конце прошлого года покупатели обратили внимание на пустые полки с товарами Lego у некоторых ритейлеров. С чем это связано?
— В прошлом году на рынке было затоваривание складов с продукцией Lego, поэтому некоторое количество времени были распродажи, которые привели к скачку продаж. А в этом году нормализовалась ситуация, у всех нормальные запасы, все работает штатно, соответственно чуть упала выручка, но это абсолютно оправданно, если вспомнить прошлогодний ажиотаж.
— Какой сейчас спрос на этот бренд?
— Спрос немножко снизился, но это относительно нестандартного прошлого года. В целом растет относительно планов, потому что прошлый год никто не планировал. Я считаю, что по итогам года результаты продаж Lego будут очень хорошими.
— Как на ваши сети влияет развитие онлайн-торговли?
— Положительно. У нас хорошо растет онлайн, сегмент в прошлом году вырос на 38% относительно 2016 года. Это все-таки немножко разные люди, особенно у нас, которые покупают онлайн и офлайн. Это две разные аудитории, поэтому мы будем продолжать наращивать наше онлайновое участие.